7024

Трудности произношения

Как-то мы с мужем сидели у семейных друзей, пили чай, обсуждали недавно прошедшую свадьбу их сына. Сын с новоиспеченной супругой через неделю после свадьбы уехал и в этот момент как раз позвонил родителям. Сначала с ним поговорил отец, потом мы пообщались по громкоговорителю, передавали ему свои приветы. В конце телефон достался маме.
Подруга поговорила с ним, как обычно, а затем сын передал трубку жене. И тут вдруг моя подруга заговорила не слышанным мною ранее зычным голосом. Это было сплошное “д-д-да”. Видимо, невестка справлялась, хорошо ли чувствует себя свекровь. Невестка опять задает какой-то вопрос. Подруга опять, сжав губы, отвечает: “Д-д-да”. Так разговаривали в советских конторах, когда не хотели давать справку.
Разговор у них, естественно, забуксовал и не получился, в какие-то секунды было понятно, что обе мучительно молчат.
Я сначала подумала, что они успели поссориться.
“Нет, не поссорились”, - беспристрастно разъяснила подруга.
- А почему ты разговаривала так? - спросила я.
- Как?
- Таким противным голосом, таким менторским тоном? Что с вами, свекровями, такое? Вчера еще все были люди как люди, нимбы не светились, но и рожки не росли. С чего у вас, как только сын приведет жену, сразу поджимаются губки, зычнеет голос? -
завопила я.
И тут в разговор вступил ее муж:
- Вот скажи ей, скажи своей подруге. Я уже сто раз говорил об этом.
Подруга виновато молчала. Ну, думаю, раз осознает, значит, не все потеряно.
- Что тебе мешает разговаривать с ней так же, как с сыном? - спрашиваю я.
- Не знаю, что мешает. Сама хочу по-другому, но не получается.
- Не верю, - говорю я, - не верю, что моя подруга, хохмачка и прикольщица, без намека на пережитки, не может. Прямо сейчас перезвони и поговори с ней нормально.
Подруга стала отнекиваться, убеждать нас, что она как-нибудь постепенно научится, что так сразу у нее не получится.
- Как раз таки постепенно не получится. Уже и так все запущено. Если ты сейчас возведешь барьеры, то потом сама сломать их не сможешь, а она и подавно. Она же младше, как воспитанная девочка она будет общаться так, как ты того захотела, - убеждала я.
В какой-то момент подруга поддалась.
Раз пять она набирала номер и давала отбой. Пару раз выходила из комнаты, хотела поговорить оттуда, репетировала какие-то слова. Мы даже хотели написать текст на бумажке, а потом решили, что будет достаточно обращения “жаным”, а дальше уже как получится.
Когда подруга наконец решилась и набрала номер сына, тот, замешкавшись, сказал, что невестка по-шла в душ.
- Вот видишь, так и будет, она всегда будет для тебя в душе, в туалете, в магазине, на собрании, на необитаемом острове, - сказала я.
Видимо, это задело подругу, в ее глазах блеснула решительность, и она снова позвонила.
- Передай ей телефон в душ, - сказала она сыну и через некоторое время еле-еле выдавила из себя: - Жаным, как ты себя чувствуешь? У тебя голос какой-то был тревожный. Я подумала, может, случилось что.
- Нет, что вы, мамочка, все хорошо, - защебетала невестка.
Мы прикрыли дверь, чтобы им не мешать: они долго болтали... как мама с дочкой.

Кемен БАЙЖАРАСОВА, врач, писатель, Алматы

Поделиться
Класснуть