3737

Тендер - в лужу

После того как в минувшую пятницу президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ раскритиковал акимов областей и правительство за слишком медленное выполнение программ “Нурлы жол” и “Нурлы жер”, подгонять чиновников во вторник взялся и премьер-министр Бакытжан САГИНТАЕВ. Судя по фотографиям с места разбора полетов, все выглядели очень виноватыми. И ни один не сказал почему.
Между тем ситуация, подобная сегодняшней (Сагинтаев объявил, что из выделенных в этом году на “Нурлы жол” средств за семь месяцев освоено всего 40 процентов), повторяется ежегодно, причем один в один. Все, что связано с государственными деньгами, делается через систему госзакупок, а это как минимум первые три месяца года чистая бюрократия: объявить тендер, провести тендер (еще хорошо, если победитель с первого раза определится), заключить договоры. А частенько эта история затягивается и на полгода (что мы сегодня и наблюдаем с неосвоенными шестидесятью процентами нурлыжоловского бюджета, который составляет более 700 миллиардов тенге!).
Учитывая, что государство напрямую или через квазигосударственные компании контролирует львиную долю экономики Казахстана, по нескольку месяцев в году чуть ли не вся страна находится в состоянии, близком к спячке: сотни миллиардов тенге просто лежат на счетах, пока решаются бюрократические вопросы.
Полгода, получается, работают бюрократы, а в оставшиеся полгода - строители, например, как в данном случае. Которые потом вынуждены так спешить, чтобы успеть сдать объекты в срок (поругают же!), что кладут асфальт в лужи и штукатурят в мороз. А на следующий год все это переделывают, когда начинает расползаться.
Это проблема системная, а не вина конкретного акима, министра или бухгалтера. Долгие годы система госзакупок совершенствовалась с целью поставить преграду на пути коррупции, да так разрослась, что ее обслуживает уже колоссальный аппарат. Они друг друга перепроверяют, изводят тонны бумаги, а у нас как воровали, так и продолжают. Вот же всего две недели назад Служба экономических расследований отчиталась, что только за полгода чиновники уже умудрились украсть 150 миллиардов тенге - не мешают им эти тендеры-шмендеры…
То есть выходит, все было зря: эти тысячи бюрократов, эти полугодовые простои, этот асфальт в лужу...
Более того, если какой чиновник вдруг захочет непременно построить объект в срок и при этом качественно, как и описано в проекте, ему так или иначе придется нарушить закон. Как-то смухлевать с тендером, заранее определив победителя, и под честное слово в срок поставить его работать на объект. Или искать какие-то внебюджетные средства на ускорение строительства потом - а это почти всегда также коррупционная схема, потому что потом спонсоров нужно будет как-то отблагодарить. Вот и выходит, что два пути у госслужащего: или ты все делаешь качественно и в срок - и ты потенциальный преступник, или ты делаешь все по закону - и тебя потом будут песочить на совещаниях за срывы графика и недоосвоение средств.
Проблема системы госзакупок, крайне забюрократизированной и неэффективной и с точки зрения борьбы с коррупцией, и с точки зрения экономического развития, назрела давно. В таком виде, как сейчас, она и дальше будет приводить к авралам в августе, когда в некоторых регионах уже скорым снегом попахивает. И конкретных вредителей всех даже и не посадишь и не уволишь - имя им легион. Государству в первую очередь надо переделать ее, систему. То есть в некоторой степени себя.

Дмитрий ШИШКИН, журналист, Алматы

Поделиться
Класснуть