6248

Как же сложен этот путь...

Валихан Ахметов, руководитель управления здравоохранения Алматы: “Мы принимаем вашу критику

Реакция на нашу статью “Хотите прикрепиться? Крепитесь!” (см. “Время” от 27.5.2017 г.) была мгновенной: едва газета появилась в продаже утром 27 мая, в минувшую субботу, как мне уже звонили из горздрава и обещали исправить ситуацию. А в понедельник вечером я сидела в кабинете руководителя управления здравоохранения Алматы Валихана АХМЕТОВА (на снимке), который вызвался дать комментарии по поводу того бардака, с которым я столкнулась, пытаясь прикрепиться к “своей” поликлинике в рамках введения обязательного соцмедстрахования (ОСМС).

- Когда я готовила тот материал, предполагала, что наверняка столкнусь с проблемами. Но что их будет так много... Очень интересно узнать, какое впечатление на вас произвела наша статья?
- В двух словах и не скажешь. В целом мы поняли, что у нас есть недоработки. С другой стороны, есть неурегулированные вопросы, связанные с принятием поправок в законодательство (связанное с внедрением ОСМС. - О. А.). Мы ждем соответствующих изменений. Тогда появятся ответы на все вопросы, в том числе и на те, которые касаются прикрепления к поликлиникам иностранцев.
- Но вопрос с иностранцами всего лишь вишенка на торте, сложности возникли не только с ними. Сложилось впечатление, что сотрудники поликлиник, call-центра, с которыми я разговаривала, вообще не владеют ситуацией и не знают, кто, как и куда может прикрепиться в рамках кампании, которую инициировал Минздрав, внедряя ОСМС.
- Так сказать тоже нельзя. Ведь кампания по прикреплению проводится каждый год, при этом человек имеет право в любой момент в течение календарного года еще раз сделать свой выбор.
- Тем более, раз сотрудники поликлиник периодически с этим сталкиваются, значит, они должны прекрасно владеть ситуацией!
- В теории, конечно, так. Но иногда граждане попадают на специалистов, которые дают не совсем правильные разъяснения. На такие случаи мы создали свой call-центр, вы и в него успели позвонить...
- Несколько раз. И там мне тоже предоставили неверную информацию.
- К сожалению, да. Мы принимаем вашу критику. Специалист call-центра, которая с вами разговаривала, позже призналась, что просто растерялась и поэтому не смогла дать четкие разъяснения.
- То есть вы выяснили, с кем я разговаривала?
- Да, у нас все телефонные звонки фиксируются, мы стараемся реагировать на жалобы, которые возникают у граждан. Следим за тем, чтобы решались все проблемы, с которыми они обращаются.
- Надеюсь, она не пострадала?
- Нет, конечно. Мы не применяем карательных мер.
- Тогда объясните, пожалуйста, как в принципе проходило обучение тех специалистов, которые сейчас дают консультации по поводу прикрепления к поликлиникам и медстрахования в целом?
- Мы проводили обучение и руководящего состава, и рядовых сотрудников клиники, которые работают в регистратурах и приемных покоях - по этому поводу были соответствующие распоряжения Минздрава и в 2015, и в 2016 годах. Более того, в каждой организации у нас есть так называемые пятерки специалистов, которые обладают более глубокими знаниями.
- Получается, что мне просто не повезло, когда я каждый раз нарывалась на некомпетентных специалистов?
- Я надеюсь, что в следующий раз, когда вы обратитесь, таких проблем уже не будет.
- Мне кажется, было бы неплохо, если бы вы сами прошли этот путь: взяли телефон и обзвонили поликлиники.
- Мы это проделали и убедились в том, что недоработки есть. Вечером в пятницу (26 мая. - О. А.) мы прочитали вашу статью на сайте газеты, а в субботу прошлись по тем вехам, которые вы описываете. И убедились, что проблемы действительно существуют.
Мы сразу проверили срез знаний тех операторов, которые работают в call-центре. Пригласили их, поговорили, выявили пробелы и теперь будем проводить дополнительное обучение. Это же касается и сотрудников поликлиник - мы успели прослушать специалистов из четырех районов...
- За выходные?
- Да. И за понедельник. Теперь нам нужно проверить еще четыре района. Мы разработаем алгоритмы ответов на самые частые вопросы, проведем еще раз тренинги, постараемся сделать так, чтобы граждане получали четкие, правильные ответы.
- Вас не удивил масштаб “бедствия”?
- Проблем много, но... Знаете, в регистре прикрепленного населения по городу Алматы числилось 1 700 000 человек. За эту кампанию их стало на 23 тысячи больше - это те граждане, которые раньше вообще никуда не были прикреплены. Конечно, есть и те, которые до сих пор не определились со своим статусом (наемный рабочий, официально безработный, пенсионер, самозанятый и т. д. - О. А.). В Алатауском и Наурызбайском районах живут люди, которые не то что в поликлиники не обращаются - они и в ЦОНах не зарегистрированы. Мы проводим подворовые обходы и пытаемся их убедить: легализуйтесь, определяйте свой статус сегодня, чтобы завтра не было проб­лем. И они откликаются на наши просьбы. Мы проводим разъяснительную работу, акции, размещаем информацию по прикреплению к поликлиникам в СМИ.
- Все это, конечно, замечательно, но именно поэтому у меня и возникает вопрос: почему список поликлиник, к которым могут прикрепиться граждане (в него входят и частные медорганизации), появился на главной странице сайта вашего управления только после нашей публикации?
- Вам спасибо, вы нас простимулировали...
- Трудно было это сделать без нашей помощи?
- Согласен с вашей критикой. Список был, но путь к нему был сложным. Уже в субботу мы это исправили. Кроме того, есть сайт almatymed.kz, на котором не только размещена вся информация о поликлиниках, к которым можно прикрепиться, но и есть портфолио врачей, отзывы об их работе.
- Сложилось такое впечатление, что вы специально запрятали этот список, чтобы люди не пошли в частные клиники, а остались при государственных - это же вопрос финансирования подведомственных вашему управлению медицинских организаций...
- Мы заинтересованы в том, чтобы поднять конкурентоспособность наших медучреждений. Ваш материал сделал подход к этому вопросу клиентоориентированным. Я уже дал задание не только обратить внимание на те недостатки в работе, которые мы увидели благодаря вашей статье, но и попытаться систематизировать отклики людей на нее. Мы хотим понять, какие проблемы волнуют людей, отработать их в быстрейшем порядке.
Для нас важно, чтобы граждане поняли, что мы реагируем на те недостатки, которые есть в нашей работе. Ваша публикация всколыхнула интерес граждан к прикрепительной кампании, надеюсь, что сейчас многие придут в поликлиники. Мы же будем делать все, чтобы исправить все недостатки и реагировать на обращения граждан, - заверил мой собеседник.
И в завершение этого материала несколько строк про регистрацию иностранцев, имеющих вид на жительство в Казахстане, которых к поликлиникам пока не прикрепляют. По словам Валихана Ахметова, этот вопрос должен решиться примерно через месяц-два.
Сейчас в регистре прикрепленного населения, в который вносят данные о гражданах, обращающихся в поликлиники, нет технической возможности для регистрации иностранцев. Нет ее потому, что до сих пор не приняты поправки в закон об обязательном социальном медстраховании, касающиеся обслуживания таких людей. Поправки должны принять в ближайшее время. Как обещают в Алматинском горздраве, иностранцы тоже смогут встать на учет в поликлиники с 15 сентября по 15 ноября, когда будет проводится еще одна прикрепительная кампания.
Таким образом, все прикрепившиеся к поликлиникам иностранцы, как и казахстанцы, “прописавшиеся” каждый в своей клинике, при условии регулярных отчислений в Фонд обязательного медстрахования с 1 января 2018 года будут получать всю необходимую медпомощь в рамках ОСМС.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

От редакции На наш взгляд, неожиданно сложным и проблемным не только для граждан, но и для уполномоченных на то госорганов оказался этот важный социальный проект внедрения в нашу жизнь обязательного соцмедстрахования. Если уж в самом, можно сказать, продвинутом городе страны Алматы возникли такие препоны с прикреплением граждан к поликлиникам, то очень любопытно, что творится в регионах. Почему так происходит? Кто в этом виноват? Что скажет по этому поводу Минздрав? Как происходит процесс вывода на чистую воду так называемых самозанятых граждан, за который ответственно Министерство труда и соцзащиты населения? Мы обязательно продолжим тему в своих последующих публикациях.

Ссылки по теме:

Здоровье стоит дорого” (эксклюзивное интервью министра здравоохранения Елжана БИРТАНОВА) - “Время” от 30.3.2017 г.

Не страховки ради, а здоровья для” (эксклюзивное интервью главы ФОМС Елены БАХМУТОВОЙ) - “Время” от 25.4 и 26.4.2017 г.

Здоровье требует средств” (“прямая линия” читателей с Е. Бахмутовой) - “Время” от 16.5 и 17.5.2017 г.

Не ошибись, выбирая врача” - “Время” от 23.5.2017 г.

Хотите прикрепиться? Крепитесь!” - “Время” от 27.5.2017 г.


Поделиться
Класснуть

Свежее