4981

Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ: Выбираю Димаша, а не Рианну!

Министр культуры и спорта рассказал газете “Время” о подготовке к выставке ЭКСПО-2017, критике президента и “Ла-Ла Ленде”

У одних густо, у других пусто

- На этой неделе президент сделал вам замечание по поводу низкой посещаемости объектов культуры в Астане. Это действительно связано с сезонностью: зимой холодно, и люди охотнее ходят по ресторанам или все-таки народ у нас оперу еще не распробовал?
- Ситуация следующая. Глава государства говорил о незаполненных залах объектов культуры и спорта в столице. И это совершенно обоснованная критика. Ведь объекты строятся во благо народа. В Астане ряд объектов находится в ведении министерства, ряд - акимата Астаны. Я могу их перечислить, здесь никакой тайны нет совершенно. К министерству, например, относится “Астана Опера”. Там при каждой постановке заполняемость стопроцентная. Люди не могут найти билеты, покупают за 2-3 недели. Мне звонят и просят помочь с билетами!
Чуть больше года назад в ведение министерства перешло здание центрального концертного зала “Казахстан”, мы сохранили за ним историческое название “Казахконцерт”, и здесь за счет внутренних средств созданы и успешно работают фольклорно-этно­графический ансамбль, поддерживающий традиционное направление в искусстве, известный коллектив “Академия солистов”, передислоцировавшийся из Алматы и с аншлагами гастролирующий в Италии, Франции, Македонии, по Казахстану. Здесь же создан первый в Казахстане специализированный театр “Астана мюзикл”, который меньше чем за год поставил три успешных мюзикла - “Достар серті”, “Путешествие в мир мюзикла”, “Ер Төстік”, прошедших с невероятным аншлагом. То есть это не только концертная площадка, но и полноценный творческий коллектив.
Постоянный поток посетителей идет в Национальный музей. Сюда приходят и гости столицы, и сами астанчане, все они с большим интересом посещают все тематические экспозиции, и этому можно только радоваться. Только акция “Ночь в музее” собирает до 30 тысяч посетителей за раз.
Интеллектуальным и духовным центром столицы становится наша Национальная академическая библиотека, где кроме традиционных читальных залов открыты уникальные по своему содержанию и наполнению центры редких книг и манускриптов, зарубежной литературы информационных технологий, студия звукозаписи, кинозалы. Впервые открыты девять центров казахстанской литературы за рубежом - в Китае, Турции, России, Финляндии, Корее, Армении, Малайзии, Венгрии и Кыргызстане. Библиотека запустила уникальную акцию по передаче в дар фонда библиотеки мемориальных коллекций, рукописей, уникальных изданий наших казахстанских ученых, общественных деятелей, а также редких изданий мировой литературы на многих языках мира. Кроме того, привлечено все библиотечное сообщество страны к акции “библиотечный туризм” с охватом библиотек всех регионов Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья, среди которых Германия, Австрия, Россия, Иран, Белоруссия и другие.
Далее велотрек “Сары-Арка” - это тоже наше здание, он открыт с раннего утра до позднего вечера - там и фитнес, и кроссфит, и секции разные, активно занимаются спорт­смены разных возрастных групп по велоспорту. Кстати, благодаря этому сооружению впервые в истории Казахстана спортсмены по велотреку участвовали на Олимпиаде в Рио. В целом у нас растет прекрасная молодежь в этом виде спорта. Радует, что казах­станцы начали активно заниматься спортом, и мы, честно говоря, даже не успеваем строить спортивные объекты по стране.
Я могу все объекты наши перечислить по республике, и везде заполняемость очень высокая. А что касается объектов, находящихся в ведении акимата Астаны, мне судить трудно. Акимат предлагает часть своих объектов передать под управление иностранной компании, отсюда, наверное, и пошла дискуссия - способны ли мы сами эффективно управлять объектами культуры и стадионами.
Лично я вижу, что наши соотечественники абсолютно неравнодушны к тому, что происходит в сфере культуры, очень любят и оперу, и балет, и концерты, и спортивные мероприятия, активно их посещают, и все мы свидетели того, при каких аншлагах они проходят.

От Пласидо Доминго и Султана Бейбарса...

- Президент оценивал подготовку к ЭКСПО в целом по всем отраслям, и большая зона ответственности возложена на ваше министерство. Как обстоят дела на на вашем участке - что будете показывать иностранным гостям, как развлекать?
- Перед нами поставлена задача, чтобы ЭКСПО-2017 стала настоящим праздником для всех. Поэтому и спортивной, и культурной программе выставки уделено огромное внимание. Я могу несколько часов рассказывать, что ждет иностранцев и наших со­отечественников в Астане во время выставки. Я считаю, мы подготовили мероприятия на любой вкус. Например, впервые в истории нашей страны будет открыт этноаул на 45 гектарах ипподрома “Казанат”, который фактически станет музеем под открытым небом и будет работать весь период ЭКСПО.
Это грандиозное динамичное действо, знакомящее гостей столицы с богатой историей, культурой, искусством, традициями народа Казахстана. Весь спектр нашей самобытной культуры гости смогут увидеть в специальных зонах национальных традиций и обычаев, фольклорной музыки, национальной кухни и кухни народов Казахстана, военного искусства и традиционных видов охоты с представлением самых излюбленных видов промысла казахов, зрелищных, военно-спортивных развлечений с национальными играми казахов кокпар, сайыс, кыз куу, кумисалу, алтыбакан и многими другими. Тут же пройдут чемпионат мира по кокпару, международный турнир по байге на призы президента Республики Казахстан и другие мероприятия.
Загружен будет Национальный музей - здесь запланированы уникальные экспозиции ведущих музеев Китая, Египта, России и других стран. К примеру, у нас будет выставляться экспозиция “Султан Бейбарс и его эпоха” из собрания музея исламского искусства г. Каира, а также “Золото скифов” с уникальными золотыми изделиями, артефактами из знаменитых курганов, которым тысячи лет. Мы ожидаем наших друзей из Эрмитажа. Самый известный российский музей уже объявил, что будет выставляться в Астане в дни ЭКСПО, и это огромное событие для нашей страны, потому что Дни Эрмитажа проходят по всему миру, и в огромной очереди стоят желающие принять такое мероприятие у себя. Также мы ожидаем выставку шедевров нью-йоркского музея Николая Рериха, за счет Министерства культуры Китая будет открыта выставка терракотовой армии императора Цинь Шихуанди, откроются персональные выставки заслуженных деятелей и лауреатов государственных премий Казахстана Батимы Заурбековой и Ерболата Толепбая, культурно-историческая выставка стран Шелкового пути, международная выставка “Арт-Дала” и другие.
- Это ведь, наверное, дорого - привезти Эрмитаж или “Султана Бейбарса”?
- Практически все масштабные культурные международные проекты, включая выставки, проводятся за счет спонсорских средств либо по инициативе самих музеев и театров. Мы не платим музеям за их экспозиции, нами покрывается лишь часть расходов по транспортировке и страховке. И я очень благодарен нашим зарубежным партнерам, коллегам, которые не просто выразили желание участвовать в программе ЭКСПО, но и нашли для этого возможности, привлекли спонсоров.
К примеру, за счет спонсорских средств итальянской нефтегазовой компании AGIP (ENI) в Астане выступит театр Ла Скала с оперой “Фальстаф” Джузеппе Верди и симфонией № 9 Бетховена, дирижировать которыми будет выдающийся музыкант современности Зубин МЕТА. Также все с нетерпением ждут в Астане великого тенора современности Пласидо ДОМИНГО, который не просто выступит на сцене “Астана Опера”, здесь пройдет финал его международного вокального конкурса “Опералия”, который является престижнейшим в мире. 70 процентов расходов покрывает швейцарская компания Rolex.
Также за счет спонсорства компании ЕRG мы ожидаем с гастролями Мариинский театр с оперой Джузеппе Верди “Симон Бокканегра” и балетом Мендельсона “Сон в летнюю ночь”, дирижировать которыми будет художественный руководитель театра Валерий ГЕРГИЕВ.
Безусловно, для ценителей высокого искусства всего мира это огромное событие, образно говоря, пиршество духа. Уже сегодня все билеты на Пласидо Доминго и другие выступления раскуплены.
Опять же, ЭКСПО - это не только зарубежные артисты и гости. Сюда приедут лучшие творческие силы страны. Будут проводиться Дни культуры областей. Наши региональные театры готовят прекрасные премьеры, у каждого будут свои площадки для выступлений, и я уверен, что гости города и жители Астаны получат огромное удовольствие от их программы. Обязательно мы порадуем наших гостей уже полюбившимися всем грандиозными постановками под открытым небом - перед Дворцом мира и согласия будет поставлена национальная опера Е. Брусиловского “қыз Жібек”, опера “Аида”, балет “Дон Кихот” Людвига Минкуса. Это потрясающие воображение зрелища с великолепными роскошными декорациями и видеоинсталляциями, которые смогут увидеть тысячи зрителей. И безусловной грандиозной мировой сенсацией станет потрясающее исполнение на открытой площадке 8-й симфонии выдающегося австрийского композитора Густава Малера, которую еще называют “Симфония тысячи участников”. В нашем случае будут задействованы полторы тысячи исполнителей, и с учетом того, что это самый большой состав, подана заявка в Книгу рекордов Гиннесса.
Я уже не раз говорил, что вся культурная программа ЭКСПО есть на специально соз­данном сайте. Уверен, здесь каждый найдет для себя мероприятие по душе и сможет с семьей, друзьями, детьми насладиться всей палитрой великолепия и многообразия как современной, так и традиционной культуры Казахстана.

...до Димаша и Головкина

- Я думаю, ребят из Вконтакте и Инстаграма волнует другой момент - почему сорвался обещанный концерт Рианны?
- Во время выставки прорабатывается приезд звезд мировой эстрады, но они не входят в комплексную культурно-зрелищную программу нашего министерства, которую мы подготовили для ЭКСПО-2017. Наша задача
показать достижения многонационального искусства Казахстана и лучших театров и музеев мира. Я, например, с большой гордостью хочу всех пригласить на концерт Димаша КУДАЙБЕРГЕНА. Уверен, что 27 июня он заполнит 30-тысячную “Астана Арена”. Я жду его выступления в Астане сильнее, чем Рианну или Мадонну.
- Знаете, по поводу Димаша у многих сложилось впечатление, что Министерство культуры, как бы это мягче сказать - слегка примазывается, что ли, к его славе. То есть парень поехал на конкурс в Китай, там выстрелил, тут же прозвучало ваше заявление, что Димаш - это продукт дуальной системы казахстанского образования, на “Хабаре” начались прямые трансляции из Китая…
- Да, я видел заявления разных людей - кто-то сказал, что привез Димаша в Китай, кто-то объявил, что мальчика никто не поддерживает в Казахстане. Я ни с кем в дискуссии вступать не хочу, но вам расскажу. Я увидел Димаша первый раз на конкурсе “Жас канат” в 2012 году. Я был в составе жюри, и с того момента мы регулярно общаемся. Димаш участвует во всех государственных мероприятиях, и мы хорошо знаем его репертуар, его потенциал. Он является студентом Казахского национального университета искусств. Потом именно мы от лица государства отправляли Димаша на “Славянский базар”, где он победил. Да и в Китай для участия в конкурсе телеканала Hunan он поехал за счет Министерства культуры. Когда на конкурсе он должен был исполнить казахскую песню, мы отправили для участия фольклорный музыкальный коллектив университета искусств и помогли с приездом в Астану съемочной группы Hunan TV, которая снимала фильм о Димаше, о его родине - Казахстане. Мало кто знает, что с сентября 2016 года Димаш штатный сотрудник “Казахконцерта”. И это тоже поддержка со стороны государства. Безусловно, Димаш Кудайберген - это огромный талант, достояние всего нашего народа. Мы помогаем молодому таланту раскрыться, это наша обязанность, и я уверен в его блестящем профессиональном будущем.
- Если я правильно понимаю, то участие Димаша в китайском конкурсе не стоило Казахстану огромных денег.
- Конечно нет.
- Но при этом он действительно стал звездой в Китае.
- Вы даже не представляете, насколько он там популярен. У него миллионы поклонников. Можно сказать, что Димаш открыл Казахстан для наших соседей и всего мира с новой стороны.
- В связи с этим такой вопрос: каждый год наше государство тратит десятки миллионов долларов на так называемые имиджевые проекты - велокоманду “Астана”, участие в каких-то автомобильных гонках в Африке, Латинской Америке. У нас даже была команда по конному поло, которая обошлась в круглую сумму. Но при этом настоящую славу Казахстану приносят такие ребята, как Димаш, как Геннадий ГОЛОВКИН. Так, может быть, государству лучше сосредоточиться на поиске и воспитании самородков, а не на участии иностранных спортсменов под флагом нашей страны в каких-то зарубежных соревнованиях?
- Вы совершенно правы: и Димаш, и Гена - это самородки. Но чтобы появились такие таланты, нужна благодатная почва. И как раз над этим мы работаем. Ведь Головкин стал звездой не в один день. Он серебряный призер Олимпиады-2014, неоднократный чемпион мира среди любителей. Государство помогало ему, готовило его, чтобы он смог добиться самых высоких вершин. И ведь наш бокс славен не только Головкиным. Посмотрите, сколько титульных боев с участием казахстанцев проходит каждый месяц. Есть Канат ИСЛАМ, есть Бейбут ШУМЕНОВ и многие другие. И в любительском боксе у нас все в порядке - Данияр ЕЛЕУСИНОВ это доказал в Рио, как и Василий ЛЕВИТ, и другие ребята. Сейчас у нас есть клуб “Астана Арланс”, который всегда собирает полные залы болельщиков на свои боксерские бои. То же самое и с велокомандой “Астана”, которая блестяще работает на имидж страны. Самое главное - сотни тысяч казахстанцев сегодня увлечены велоспортом. Там есть Александр ВИНОКУРОВ, кумир миллионов любителей велосипеда, мальчишки и девчонки видят перед собой его пример - чего они могут достичь, если будут заниматься спортом.
В целом, я считаю, спорт у нас развивается динамично, движется вперед. И массовые виды спорта популярны, и достижений много. Например, сколько было сомнений вокруг Универсиады? Но мы ее провели блестяще, заняли второе место. Это очень солидно. Нам даже природа помогла - каждый день в Алматы шел снег. Мне друзья звонили из Нью-Йорка: вы там погоду заказали, что ли? “Евроспорт-1” и “Евроспорт-2” показали почти все соревнования, а аудитория у каналов миллиардная. Вот вам и продвижение Казахстана, и здоровый образ жизни. Еще один важный момент: государство построило новые спортивные сооружения. У алматинцев появилась возможность отдать детей на зимние виды спорта. Я считаю, что у нас сейчас спорт на подъеме. Посмотрите сами: на Универсиаде мы вторые, в Рио взяли 17 медалей! Причем на Олимпиаде у нас впервые появилась медаль в плавании. В этом виде спорта мы не добивались столь высоких результатов. А теперь у нас олимпийский чемпион Дима БАЛАНДИН, и он воспитанник алматинской спортивной школы. Знаете, ему содействуют и тренеры, и федерация, и Национальный олимпийский комитет. Его курирует Андрей КРЮКОВ (вице-президент НОК. - М. К.), признанный профессионал мирового уровня! Если что-то надо Баландину, Крюков тут же будет вот здесь, в приемной сидеть. Это к разговору о том, как мы воспитываем и бережем такие самородки.
- Кстати, насчет Головкина. Почему сор­вался его бой во время ЭКСПО?
- По каждому виду спорта есть республиканские федерации. Федерация профессионального бокса дала исчерпывающий ответ по этому бою. Но без яркого боксерского боя Астана не останется - в сентябре мы планируем титульный бой Каната Ислама. Уверен, что он вызовет большой интерес у казахстанцев.

Почему есть “Феникс”, но нет своего “Ла-Ла Ленда”?

- Еще одна сфера, которой Министерство культуры и спорта уделяет большое внимание, - это кино. Когда я готовился к интервью, специально посмотрел, какие последние новинки были в казахстанской киноиндустрии. И вы знаете, премьеры последних месяцев - в основном частное кино. “Келинка тоже человек”, “Слепая любовь”, фильм про Наурыз. Если не обсуждать качество продукта, то в целом тенденция правильная. Но при этом складывается впечатление, что “Казах­фильм” сосредоточился на съемках монументальных, исторических картин типа “Казахского ханства” и “Кунанбая”. Вас этот перекос не настораживает?
- Давайте будем объективны: “Казах­фильм” снимает самые разные фильмы. И меня лично радует, что мы сейчас уделяем особое внимание историческим картинам. Это не только “Аманат”, “Кунанбай” или “Алмазный меч”. “28 панфиловцев”, “Дорога к матери” - это тоже часть нашей истории. И самое главное, публика рвется на эти фильмы. Вспомните, какие были скандалы вокруг проката “Казахского ханства” в регионах! Сами прокатчики были удивлены, что фильм вызвал огромный общественный интерес у зрителей. Такая ситуация впервые в нашем кинопрокате. То же самое было с “Дорогой к матери”. То есть у казахстанцев есть потребность в историческом кино, поэтому сейчас Акан САТАЕВ погружен в проект “Томирис”, Рустем АБДРАШЕВ снимает продолжение фильма “Алмазный меч”. Но помимо этого направления “Казахфильм” занимается и другими жанрами. Сейчас, например, идут съемки фильма “Девушка и море”, который нам предложила Аассоциация родителей детей-инвалидов (АРДИ). Другой пример социального кино - фильм “Рождество в Балхаше” Сергея Азимова и “Маленький принц” Талгата Теменова. Закончили фильм “Амре” (об Амре КАШАУБАЕВЕ). Сейчас в производстве фильм “Балуан Шолак” и другие.
- Когда мы разговаривали в прошлый раз, то обсуждали режиссера Нуртаса АДАМБАЯ. Вы обещали посмотреть его новую работу “Тараз”. Получилось?
- К сожалению, нет. Но я не так давно встречался с Нуртасом, и мы договорились о совместном проекте. Он показал сценарий комедии, и, я думаю, этот фильм будет иметь успех.
- Если я правильно понимаю, вы довольны тем, как обстоят дела с подготовкой к ЭКСПО, вы гордитесь достижениями в спорте, у нас есть прекрасная “Астана Опера” и Национальный музей. Но в то же время в самом массовом виде искусства - кино - каких-то прорывов не наблюдается. Если у нас есть Димаш Кудайберген и Геннадий Головкин, то почему нет человека, способного снять что-то вроде “Ла-Ла Ленда”?
- Я не согласен с тем, что дела в кино обстоят плохо и нет ни одного хорошего режиссера. И Акан Сатаев, и Ермек ТУРСУНОВ, и Рустем Абдрашев, и другие режиссеры производят очень качественный продукт. Другое дело, что у нас есть примеры, когда за государственные деньги снимают фильм, где герои матерятся, а сюжет банален. К сожалению, есть у нас и “Феникс”, когда деньги “Казахфильма” просто пропадают в неизвестном направлении. И подобные случаи сказываются на всей киноиндустрии. Но как я уже говорил, чтобы появился самородок, нужна благодатная почва. Чтобы снять свой “Ла-Ла Ленд”, нужны годы работы, поиска сценариев и актеров, нужен обмен опытом режиссеров, обучение актеров мастерству. И очень важно, что нам нужен новый закон о кино. Мы целенаправленно им занимаемся, но пока не видим полного понимания у всех. К сожалению, из него убирают именно то, что может принести реальную пользу киноиндустрии. Не хотелось бы, чтобы законопроект был просто декларативным.
- Вы сами упомянули “Феникс”. Суд по делу Тунгышбая ДЖАМАНКУЛОВА и его подельников, подозреваемых в хищении 69 миллионов тенге, уже подходит к концу, вот-вот будет оглашен приговор. Скажите честно: вам не жаль заслуженного актера и режиссера, который может угодить за решетку?
- Никто не имеет права оказывать давление на суд. Наше министерство с первого дня, как только начался судебный процесс, четко обозначило свою позицию: в том случае, если подсудимые погасят нанесенный государству ущерб, у нас не будет никаких претензий ни к Джаманкулову, ни к Талгату ДЖАНИБЕКОВУ, ни к кому-либо еще. Не надо думать, что я жажду чьей-то крови, хочу отомстить за ту травлю, которую организовали эти люди. Пусть восстановят средства, полученные от “Казахфильма”, и мы будем ходатайствовать, что не имеем претензий. Я думаю, история с “Фениксом” уже принесла свои уроки. В киноиндустрии много разных людей, и кое-кто из них сейчас задумался о последствиях, это помогает сделать киноиндустрию чище, лучше.
- Почему, кстати, в суде нет эпизода по компаниям “Алдамиса Рус” и Aldamisa Entertainment?
- По словам юристов, расследование эпизода о возможном выводе 450 миллионов тенге в однодневную российскую компанию “Алдамиса Рус” заняло бы многие месяцы. Это обращение в правоохранительные органы России, США, доставка руководителя компании в Казахстан и так далее. Если бы я тогда не смог устоять перед колоссальным давлением со стороны авторов “Феникса” и дал бы разрешение на перечисление денег в российскую компанию, то в данное время я был бы в числе организованной группировки. И этого интервью не было бы.
А насчет “Ла-Ла Ленда” вы совершенно правы: это гениальное кино. Если мы когда-нибудь снимем нечто подобное, то я буду счастлив.

Михаил Козачков, Алматы

Когда верстался номер

Во вторник вечером в Астане состоялся первый после возвращения из Китая концерт Димаша Кудайбергена. Мероприятие было омрачено конфликтом между журналистами и охраной ЦКЗ “Казахстан”. Министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы на своей странице в Фейс­буке прокомментировал ситуацию:

- …По поводу случившегося инцидента. Очень сожалею. Никто не имеет права ограничивать свободу действий других людей, в том числе журналистов, к которым я отношусь с большим уважением.
Подобные действия сотрудников охраны однозначно неприемлемы. С утра я дал распоряжение принять жесткие меры по отношению к участникам конфликта, и руководство ЦКЗ “Казахстан” к данному моменту их уволило.
Безусловно, это серьезные выводы для нас перед проведением ЭКСПО-2017. По организационной линии мы усилим меры по недопущению подобных эксцессов впредь, а для проведения будущих концертов Димаша будем искать альтернативные площадки большей вместимостью.


Поделиться
Класснуть