Не щадя бороды
Высказывание главы государства о необходимости запрета на ношение длинной неухоженной бороды и черных одеяний продолжает обсуждаться общественностью страны
Официальное духовенство, как известно, поддержало президента.
- Духовное управление мусульман Казахстана советует нашим мусульманкам одеваться, соблюдая требования шариата и традиции казахского народа, - сообщил “Времени” пресс-секретарь ДУМК Агабек КОНАРБАЙУЛЫ (на снимке). - Ношение паранджи или одежды черного цвета перечит нашим традициям, не соответствует традициям наших предков. В нашей религии существует своя этика и культура ношения бороды, поэтому ДУМК призывает мужчин обращать на это особое внимание. Призываем всех мусульман придерживаться мазхаба Абу Ханифы. Он призывает нас к единству, солидарности и остерегаться религиозных разногласий.
Солидарен с президентом и директор Международного центра культур и религий Айдар АБУОВ (на снимке):
- Длинные бороды и сплошь черные одеяния навязаны последователями нетрадиционных течений ислама. И уже вызывают у нашего народа неприятие. Я думаю, что государственные органы теперь приступят к разработке каких-то дополнений или даже отдельного законодательного документа, для того чтобы это остановить. Конечно, этот вопрос будет обсуждаться, будет изучаться зарубежный опыт, будут прислушиваться к общественному мнению, мнению ученых, экспертов, священнослужителей и т. д.
- Нет ли опасений, что запрет может озлобить некоторых верующих?
- Вот поэтому и будут обсуждения, дебаты. Есть верующие, которые необязательно близки к радикальным кругам, но при этом носят религиозную одежду. А есть те, кто и без ношения религиозной одежды может иметь радикальные взгляды. К тому же часто подобные идеи переиначиваются, подаются под другим соусом. Например, сколько было споров по поводу закрытия молельных комнат или запрета на ношение религиозной одежды школьниками. И только теперь все осознали, что это правильные меры. Такие вопросы решаются путем длительной разъяснительной работы. И сегодняшний вопрос тоже не будет решен завтра.
Во всех регионах, областях, районах образованы группы из числа религиоведов, местных старейшин и т. д. И они проводят большую разъяснительную работу. Например, в прошлом году только за один квартал было организовано более 2000 встреч. В Актюбинскую область после теракта выезжало огромное количество людей, и буквально с каждым человеком, кто более или менее подвержен риску вступления в какие-то радикальные организации, были проведены беседы. И часть из них удалось переубедить.
В основном это молодые верующие, которые только вступили на этот путь. И когда с ними говорят открыто, по душам, а не просто вызывают на ковер, то это воспринимается. Мне самому не раз приходилось встречаться с учащимися колледжей. И в их глазах я видел больше не религиозные убеждения, а просто дух эдакого молодецкого бунтарства. Они легко могут подпасть под влияние нетрадиционных течений, но их также легко переубедить.
Так что работа ведется, и хотя общество ее порой не замечает, положительные результаты все-таки есть. В противном случае у нас было бы намного больше фактов, когда люди становятся приверженцами нетрадиционных течений.
Большую роль, конечно, играют правоохранительные и специальные органы, которые ведут работу с теми, кто организовывает вербовку.
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы