2781

Сильными вдруг не становятся

В преддверии нынешнего Дня Независимости на вопросы “Времени” ответил руководитель службы геополитики и региональных исследований Библиотеки Первого президента Казахстана Ержан САЛТЫБАЕВ (на снимке).
- Ержан, вам наверняка известны заявления диванных комментаторов о том, что наше государство следует курсом, начертанным Россией, и в серьезных вопросах даже шагу не сделает без одобрения Москвы…
- Говорить о том, что мы зависим от каких-то внешних центров силы, по меньшей мере некорректно и даже смешно! У нас с целым рядом государств союзнические либо партнерские отношения. Если же говорить о России, мы союзники в рамках и СНГ, и Евразийского союза, и ШОС, и ОДКБ. Да и вообще, мы просто хорошие, добрые соседи!
Я хочу отметить другое: в отличие от некоторых стран СНГ, которые 25 лет назад начинали с гораздо лучших стартовых позиций, мы нарастили свой экономический потенциал. За эти годы наш рейтинг в системе оценок экономических показателей последовательно рос. Существенно вырос уровень жизни населения, в разы увеличился валовой внутренний продукт.
- Возможно, но не будем забывать и о проблемах. У нас малочислен средний класс. Почему при всех наших достижениях государству пока не удалось решить эту проблему?
- Средний класс является объективным отражением реальной структуры экономики страны, его невозможно как-то искусственно нарастить. Когда наша экономика станет более прочной, диверсифицированной, тогда в ней вырастет доля малого, среднего бизнеса, средних производственных, сервисных компаний. Когда в целом доля сервисной экономики, как в развитых странах, увеличится, тогда будет больше и граждан среднего класса. Надо понимать, что при всех достижениях мы все еще пока являемся страной с экономикой трансформации и переходного периода. Мы до сих пор в значительной степени зависим от сырьевой промышленности, поэтому средний класс резко чудесным образом не может вырасти.
Тем не менее в таких крупных городах, как Астана и Алматы, средний класс сегодня уже достиг уровня, сопоставимого с уровнем передовых стран. В этих наших мегаполисах создана та самая сервисная экономика - банки, сектор обслуживания населения, развлечения, туризм, малые и средние производства. На примерах северной и южной столиц мы видим, как Казахстан должен выглядеть в будущем с точки зрения структуры экономики и населения. Безусловно, доля среднего класса будет расти вместе с диверсификацией и ростом национальной экономики. Учитывая сегодняшние тенденции, на это, думаю, понадобится не менее десяти лет.
- Одним из важных признаков развитого государства является устойчивая правовая система с сильной законодательной базой. Какие этапы нам еще предстоит пройти на пути ее совершенствования?
- Подобных совершенных систем не существует в принципе, все они находятся в той или иной стадии развития. И наша правовая система не является исключением, но направление в целом у нас верное, оно было выбрано еще в 1995 году, когда в Конституции прописали, что Казахстан - социально-правовое демократическое государство. Эти критерии незыблемы.
Что касается нарушений прав человека, то тут все зависит от ценностных позиций. Скажем, с точки зрения западного общества нарушением прав человека считается запрет на однополые браки или усыновление детей однополыми супругами. Среди стран Центрально-Азиатского региона Казахстан однозначно является наиболее продвинутой страной в плане соблюдения прав человека и демократических свобод.
- Одной из основных тем нынешних экспертных обсуждений является будущее парламентаризма в нашей стране. А к нашему высшему законодательному органу некоторые политологи основательно приклеили ярлык “карманный”...
- Решительно не соглашусь с тем, что наш парламент якобы “карманный”! В нем представлены практически все группы общества - языковые, этнические, социальные. Парламент сегодня является местом довольно оживленных дискуссий, в которых нередко первоначальные позиции меняются. Это говорит о том, что нет заранее заданных решений! Мажилис и сенат обладают определенной автономией, имеют возможность вырабатывать позиции, отражающие широкий спектр общественных интересов, и принимать сбалансированные решения.
Отмечу, что в построении парламентской демократии нет каких-то универсальных моделей. Возможен путь, в котором лишь одна доминирующая партия обеспечивает вполне демократичное направление. Существуют двухпартийные системы - как, например, в США, трехпартийные - как в Великобритании, и многопартийные. На мой взгляд, нельзя говорить о том, что именно многопартийность является гарантом построения высокодемократичной республики.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть