Кайрат МАМИ: В проблемах ипотечников суды не виноваты
Мы продолжаем разговор с председателем Верховного суда Республики Казахстан Кайратом МАМИ об актуальных вопросах и проблемах, существующих в отечественной судебной системе. (Продолжение. Начало в № 116 за 3.8.2016 г.)
- Кайрат Абдразакович, хотелось бы поговорить об автоматизации судопроизводства. На сайте судов должны быть списки рассматриваемых дел, но их зачастую нет. Чем вы это объясните: недостатками электронной системы или же человеческим фактором, то есть разгильдяйством?
- Сервис “Список слушаний дел” полностью автоматизирован и интегрирован с информационной системой судебных органов “Төрелік”. После ввода даты назначения судебного разбирательства в “Төрелік” автоматически отображается в сервисе “Список слушаний дел”, дата назначения и время заседания. В несвоевременности заполнения в “Төрелік” поля “дата назначенного судебного разбирательства” не исключен и человеческий фактор, но уже сегодня он не носит системного характера. По мере дальнейшего внедрения и совершенствования новой системы эти факторы будут исключены. В случае обнаружения каких-то недоработок любой желающий может обратиться по единому телефону Call-центра (1401), и все недоработки будут оперативно устранены. Ведется активная работа с населением по данным вопросам и через социальные сети. Создано соответствующее сообщество “ИТ-правосудие”, посредством которого судебная система получает обратную связь по новым сервисам и возможным недоработкам.
- В последнее время наблюдается тенденция, когда решения и приговоры первой инстанции не отменяются вышестоящей. Выходит, что первоначальное решение суда, даже если оно спорное, априори является окончательным? Почему это происходит? Суды не хотят портить статистику? Если же это мнение ошибочно, не могли бы вы привести количество отмененных приговоров и решений?
- Я могу ответственно заявить, что Верховный суд не нацелен на красивую статистику.
Вместе с тем это достаточно специфичный вопрос. Если говорить в конкретных цифрах, то за прошедшее полугодие в апелляционном и кассационном порядке по уголовным делам отменили и изменили решения в отношении 720 лиц, по гражданским делам - 2554.
Как видите, предварительные выводы о том, что решения нижестоящих судов не отменяются, не совсем верны. Опять же, исходя из трехзвенности судебной системы, отмена и пересмотр приговоров судов первой инстанции - это закономерно и логично. Хочу отметить, что инстанционная система судов внедрена во многих зарубежных странах. Это общемировая практика.
Более того, уже давно показатели по отмене, изменению судебных приговоров и решений не являются критериями оценки работы районных или областных судов.
Отмена приговора или решения может послужить для наказания судьи, председательствующего по данному делу, только в случаях, когда приговор или решение отменяется из-за грубых нарушений закона. Например, когда судья допустил явную ошибку, в результате которой подсудимый ушел от ответственности, предусмотренной в законодательстве. Как, например, это было в решении судьи Алматинского городского суда К. Утемисовой при рассмотрении уголовного дела в отношении А. Сутягинского.
- Очень много вопросов вызывает и другой факт. На судах зачастую подсудимые выступают против съемки, и судьи, как правило, идут им навстречу. Адвокаты угрожают журналистам ответственностью за публикацию фотографий своих и их подзащитных, поскольку они не давали на это согласия. Однако при вынесении решений и приговоров судьи не против съемки. К слову, эта норма о согласии на публикацию зачастую нарушается самими же полицейскими, которые просят СМИ опубликовать ориентировки на подозреваемых. Запущенный не так давно прокуратурой сайт, содержащий в себе сведения и фотографии людей, осужденных за педофилию, - яркий пример нарушения этой нормы. Что за двойные стандарты?
- Здесь я хочу вновь напомнить, что судебная система имеет свою специфику работы, которая заметно отличается от других правоохранительных органов.
Пределы гласности на судебном заседании определяются с учетом мнения участников процесса, при этом председательствующий судья также исходит из соображений установленного порядка в зале судебного заседания, если это не мешает присутствующим.
Журналист должен получить разрешение председательствующего по той простой причине, что фотовспышки, щелканье или стрекот камер могут отвлекать и смущать участников процесса. Эти действия регламентируются процессуальным законодательством. Кроме того, вполне можно предположить ситуацию, когда стороны в суде при наличии видео- и фотокамер начинают специально работать на них, делать размытые и высокопарные высказывания, которые представляют их в выгодном свете. Это мешает суду установить истину по конкретному делу. Кстати, при разговоре с западными коллегами именно это является одним из фактов, почему у них камеры и фотографы удаляются из зала суда во время процесса.
Председательствующий судья может разрешить применение видео-, звукозаписи в определенной части судебного разбирательства либо в отношении некоторых участников процесса и иных лиц при их согласии. Он же вправе в любой части судебного разбирательства запретить применение видео-, звукозаписи.
Касательно публикации в СМИ ориентировок подозреваемых и включения фотографий осужденных за педофилию надо сказать, что это совершенно другой вопрос. Эти мероприятия нацелены на предупреждение совершения новых преступлений и контроль местонахождения педофилов, уже попавших в поле зрения правоохранительных органов.
- Обращает на себя внимание отсутствие единообразия в судебной практике, что приводит в итоге к казусным ситуациям. Так, до недавнего времени суды Жамбылской области отказывали родственникам погибших в результате преступлений во взыскании морального вреда в гражданских процессах на том основании, что право на компенсацию морального вреда принадлежит исключительно умершему. Однако новое нормативное постановление Верховного суда (пункт 15) гласит, что родственники погибших имеют право на взыскание морального вреда. Могут ли эти родственники повторно подать иски о возмещении морального вреда, если ранее им уже было отказано в судебном порядке?
- Наоборот, принятие данного нормативного постановления Верховного суда свидетельствует об обратном, а именно о роли Верховного суда, который должен заботиться о единстве судебной практики. Сегодня ситуация такова, что по некоторым вопросам, исходя из специфики правоотношений и несовершенства законодательства, в местных судах может быть разная судебная практика.
По таким категориям дел Верховный суд ежегодно в плановом порядке проводит обобщение судебной практики с истребованием дел из всех регионов. При этом изучается судебная практика всех инстанций - местных судов, апелляции, кассации, а до недавнего времени и надзорного производства. По итогам обобщений, когда накапливается достаточный материал, эти вопросы выносятся на рассмотрение пленарного заседания с участием всех судей Верховного суда для принятия нормативного постановления. Как раз по данной категории дел и была проведена подобная работа.
И в результате в своем нормативном постановлении Верховный суд определил, что при рассмотрении дел по искам близких родственников погибшего о возмещении морального вреда истцу, суд должен проверить, доказан ли факт причинения им нравственных страданий, действительно ли они поддерживали близкие родственные, семейные отношения с погибшим, а также представить другие критерии оценки причиненного морального вреда. И только в этом случае иски указанных выше лиц подлежат рассмотрению.
Что касается повторной подачи иска о возмещении морального вреда, то здесь надо смотреть по каждому решению индивидуально, с учетом соблюдения процессуального законодательства, в том числе по срокам давности.
В целом вопрос обеспечения единой судебной практики является одним из приоритетных на сегодня. Нами предлагается следующее системное решение. На сайте Верховного суда уже создан аналитический информационный сервис - форум “Талдау”. Он призван стать эффективным инструментом совершенствования правоприменительной практики судов. “Талдау” - это единый классификатор категорий дел и материалов, обобщения судебной практики, банк судебных актов. То есть любой судья при рассмотрении дела может зайти на форум и ознакомиться с обобщением по нему. Это позволит сделать судебную практику более определенной. Можно даже сказать, что здесь есть некоторый элемент прецедентного права.
Помимо выработки единой судебной практики “Талдау” предназначен также обеспечить мониторинг судебных актов, анализ деятельности судов, информационное ознакомление судей, участников судебного процесса, практикующих юристов и ученых с состоянием судебной практики.
- Наша газета писала еще об одном громком процессе в Алматинской области. На скамье подсудимых оказались двое бывших сотрудников полиции - Тлеубек Серикулы и Асылан Абен, которых подозревали в пытках местного жителя. Рассматривая дело, судья Илияс Мухадиулы в ходе разбирательства установил многочисленные нарушения в работе прокуратуры. Выяснилось, что потерпевший Серикулов находился в дружественных отношениях с помощником прокурора Есимхан А. Сотрудниками надзорного органа была незаконно проведена выемка медицинской карты потерпевшего в больнице, а ведь именно этот документ лег в основу обвинительного заключения! Суд установил, что гособвинитель Бисекенов О. давал устные распоряжения адвокату потерпевшего Аккасовой А. прямо на судебном процессе, подсказывал ей, какие вопросы нужно задавать, когда объявить отвод судьей и т.д. Все это было изложено в частном постановлении, направленном в прокуратуру Талгарского района. Но почему судья, видя подозрительную активность сотрудников прокуратуры, все равно вынес обвинительный приговор подсудимым, определив им в виде наказания по три года условно. Ведь все сомнения должны трактоваться в пользу подсудимого. Или в Талгарском районе какое-то свое правосудие?
- На данный вопрос могу ответить следующее. На сегодняшний день апелляционной коллегией Алматинского областного суда приговор по данному делу отменен, а уголовное дело в отношении Т. Серикулы и А. Абена прекращено.
Как видно из содержания постановления суда апелляционной инстанции, по данному делу допущены существенные нарушения процессуального закона. В частности, грубо проигнорирован принцип подследственности. Прокурор Талгарского района в нарушение процессуального законодательства, а также соответствующей инструкции Генеральной прокуратуры принял данное уголовное дело к своему производству и провел по нему досудебное расследование, что повлекло ничтожность всех собранных по делу доказательств. Кстати, в своем частном постановлении суд первой инстанции указал и на эти обстоятельства.
Кроме того, в этом деле действительно можно констатировать некоторую заинтересованность местной прокуратуры, на что вы указываете в своем вопросе. Более того, незаконные процессуальные действия надзирающего прокурора повлекли освобождение от ответственности лиц, возможно, причастных к пыткам.
- Не секрет, что из-за правовых коллизий существует некоторое противостояние между ипотечниками и банками второго уровня, в котором последнюю точку ставит, несомненно, суд. Скажите, почему в этих спорах суды довольно часто становятся на сторону банков?
- Да, вы правильно заметили, такая тенденция существует. Правовые коллизии способствовали тому, что в настоящее время ипотечные заемщики рискуют лишиться единственного жилья. Обращаясь с жалобами, заемщики, как и вы в своем вопросе, во всем обвиняют суды, которые “незаконно” взыскивают огромные суммы банковской задолженности, что приводит к реализации жилья и выселению.
Правда в том, что сегодня суды вынуждены удовлетворять иски банков, предъявленные к заемщикам о взыскании суммы задолженности на весь срок действия кредита. Во многом искусственное увеличение долга обусловлено отсутствием сроков исковой давности.
У заемщика возникают трудности с погашением кредита в основном из-за потери источника или увольнения, инвалидности, по другим причинам, связанным с изменением его социального статуса. С момента прекращения выплат кредита банк вправе прекратить начисление вознаграждения и через суд потребовать досрочного возврата остатка займа вместе с причитающимися вознаграждениями. В таком случае банк в дальнейшем вправе требовать индексацию присужденных сумм. Однако, злоупотребляя правом на бессрочное предъявление иска, банки длительное время не обращаются в суды и начисляют вознаграждения за весь срок пользования предметом займа, тем самым искусственно увеличивая основной долг с вознаграждениями. То есть действующие законы в данной ситуации на стороне банков, а суды должны придерживаться действующего закона.
Вместе с тем Верховный суд изучил данную ситуацию и считает необходимым изменить ее. В Российской Федерации, странах Балтии продолжительность срока исковой давности, во время которого кредитная организация может взыскать долг, споров не вызывает, так как применяется общий срок исковой давности или же установлен конкретный срок, течение которого исчисляется при просрочке внесения периодических платежей. Аналогичный подход и в нашей стране исключил бы искусственное увеличение суммы задолженности. Убежден, решение данного вопроса требует особого внимания и должного регулирования со стороны правительства и Национального банка.
Поскольку вопрос сохранности единственного жилья продолжает оставаться актуальным, в целях принятия мер, направленных на разрешение проблем ипотечных заемщиков, указанные подходы решения данной проблемы мы указали в письме в адрес правительства, отметив необходимость корректировки закона “О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан”.
- Не так давно десант казахстанской делегации участвовал в международном фестивале исторической реконструкции “22 июня. Брестская крепость”. Мы знаем, что ваш отец Абдразак МАМИЕВ являлся непосредственным защитником Брестской крепости, а также, что такая акция состоялась благодаря вашей поддержке…
- Наше поколение, которое слышало от своих отцов и дедов живые рассказы о той страшной войне, должно передать потомкам свое безграничное уважение и благодарность ветеранам Великой Отечественной войны.
Фестиваль в Бресте был приурочен к 75-летию со дня начала Великой Отечественной войны. Среди первых встретивших фашистские полчища в Бресте в далеком 41-м был 125-й стрелковый полк, сформированный из казахстанцев. Благодаря неравнодушным к истории людям до сих пор находятся новые имена героев - защитников Брестской крепости, в том числе и из Казахстана, а также подробности их героических подвигов.
Как-то мне попалась публикация в вашей газете, в которой активист Талгат ИЛЬЯСОВ из Атырау рассказал о формируемой экспедиции в Белоруссию для участия в этом патриотическом фестивале. В переписке с ним узнал о целях экспедиции, трудностях организации поездки.
Понимая значимость этой акции, не мог остаться в стороне и постарался оказать всевозможную поддержку этому начинанию. Связавшись с акиматом Атырауской области, я смог привлечь внимание к этому проекту. Так, сформированная экспедиция казахстанцев посетила известные места боевой славы той войны: Мамаев курган, Дом Павлова, Волоколамское шоссе, музей панфиловцев, Поклонную гору, братскую могилу в поселке Радошковичи (Беларусь), стелу в Минске, посвященную воинам-казахстанцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны и в самой Брестской крепости. Каждое из этих мест славится героическими подвигами казахстанцев.
По мере своих возможностей я всегда буду стараться поддерживать такие акции. Считаю, что они играют большую роль в сохранении памяти о героях той войны и позволяют передать эту память молодому поколению казахстанцев.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ,фото предоставленопресс-службой Верховного суда РК, Астана