2647

Министерство второй свежести

Каким бы безграничным ни был карт-бланш у нового Министерства информации и коммуникаций, контрнаступления на утерянные позиции правительства в медиапространстве, тем более стремительного, ожидать не стоит.

Слишком много времени прошло с момента перехода в режим ручного управления кабмина, что в дальнейшем вылилось в наделение чуждыми полномочиями непрофильного ведомства, разбирающегося в информационной политике на уровне “неуверенного пользователя”. Команде управленцев реанимированного министерства не позавидуешь. Как и любым другим назначенцам, кто мог бы оказаться или еще обязательно окажется когда-нибудь в этой тонкой сфере. Настолько тонкой, что даже и не угадаешь, где может порваться в следующий раз...

Правительство, уйдя в свободное плавание в режиме ручного управления, старалось все непонятное и нерентабельное скидывать на кого-то другого. Вместо профильного министерства появилась структура, занимающаяся подготовкой и проведением пресс-конференций, которая вошла в состав АП. А информационная безопасность была переложена на плечи АП, где силами одного отдела все это время шла попытка держать руку на пульсе и на что-то влиять. Иногда удачно. Но почему же пришлось переходить от ручного управления к системному и ситуативному под крышей воссозданного министерства?

Говорим и показываем

Я работал в нескольких регионах в информационной сфере, и везде была одна и та же картина: люди смотрят зарубежные телеканалы не потому что по своим вообще нечего смотреть (на самом деле часто и те и другие крутят одни и те же “мыльные” сериалы), а из-за того, что “серая” тарелка когда-то была куплена за свои кровные и до сих пор исправно работает без всякой абонентской платы. Как известно, у нас в сельской местности альтернатива тарелкам - “Отау-ТВ”, проект коммерческий, то есть затратный для населения. Если новое министерство сможет пробить средства на бесплатную замену тарелок населению и бесплатную же трансляцию, то медленно, преодолевая сопротивление на местах, разобраться с несертифицированными тарелками может быть и получится. Конечно, при условии, что пакет “Отау-ТВ” будет смотрибельным. На что тоже нужны деньги. Но пока нет никакого смысла вкладываться в телеканалы, так как даже самые лучшие телепрограммы просто не доходят до массового зрителя. А операторы кабельного телевидения имеют широкую клиентскую базу лишь в Алматы и Астане.
Кроме того, в регионах есть еще и местные каналы, которые жители областных центров, быть может, не сильно балуют своим вниманием, но все же регулярно смотрят из-за новостей. А вот обитатели районных центров смотрят их уже в весьма усеченном варианте. Дело в том, что государство в свое время создало монополиста по распространению телесигнала, аппетиты которого не под силу местным бюджетам. В результате региональные каналы в целях экономии средств оплачивают всего несколько часов в сутки своего вещания на территории отдаленных районов области. И это удовольствие в зависимости от количества часов обходится в несколько десятков миллионов тенге в год.
В масштабах страны придется искать миллиарды, чтобы платить “Казтелерадио” за круглосуточную доставку телесигнала во все казахстанские села и города. Как показывает мировая практика, населению местные новости важнее центральных, так как люди в первую очередь желают знать то, что происходит здесь и сейчас, а не где-то там в абстрактном далёко - даже если оно и прекрасное. Как бы это цинично ни звучало, но жителя условного Талдыкоргана не только Гондурас не беспокоит, но и Астана ему менее интересна, чем, к примеру, Уштобе.
Та же самая картина и с радиовещанием. Да, многие алматинские радиостанции имеют республиканский охват. Но ни одна из них не имеет новостных служб в регионе покрытия. А радио люди слушают даже чаще, чем смотрят телевизор. В результате жители приграничья гостят на волнах соседей, где хотя бы прогноз погоды передается не для Алматы и Астаны, а для Омска, Новосибирска и Барнаула (если речь о северных областях Казахстана) или Бишкека, Ташкента (южное приграничье), что гораздо ближе по расстоянию и по климату. Зато АО “Казтелерадио”, например, в Павлодарской области зарабатывает в год около пятидесяти миллионов тенге с местного “Халык радиосы” за доставку радиосигнала в 37 населенных пунктов региона.

Полевая почта

С печатными СМИ в плане формирования информационной повестки дня картина еще плачевнее. Причем речь идет не только о государственных периодических изданиях. Мало кто в центральных офисах редакций знает, что наш национальный оператор по доставке периодики, мягко говоря, вводит в заблуждение - причем, официально! - не только своих партнеров-издателей, но и подписчиков. Например, “Казахстанскую правду” и “Егемен Казахстан” принято считать ежедневными печатными изданиями, а на деле это далеко не так. Да, обе эти газеты, как и все остальные, выходящие четыре-пять раз в неделю (“Время”, “Айкын”, “Литер”, “Экспресс-К”), действительно всю неделю печатаются в типографиях, но доставляются подписчикам не в день выхода в свет, а по трехдневному графику. Вернее, должны так отправляться по внутренним регламентам АО “Казпочта”, берущего с населения деньги за еженедельную четырех-пятиразовую доставку.
Лишний раз почтальон не поедет и не пойдет ради экономии средств, взятых с подписчиков в полном объеме. И это все в рамках официального графика. В соответствии с ним существуют районы, куда газеты доставляют четыре-пять раз, - но в месяц, а не в неделю! Причем тоже почти официально, так как в региональных филиалах почтовиков перечислены населенные пункты, куда они, не нарушая ничего из своих регламентирующих документов, должны доставлять газету на второй и даже третий день после выхода. А как в действительности - узнать очень трудно.
Когда я работал в Жамбылской области, приходилось сталкиваться с тем, что жалующийся сегодня по редакционному телефону на несвоевременную доставку газет и журналов подписчик-сельчанин завтра-послезавтра пишет под диктовку почтальона официальный отказ от вчерашних претензий. Дело в том, что подписчиками в селах являются чаще всего либо сами пенсионеры, либо в семьях подписчиков есть пенсионеры, которым пособие приносит почтальон. Этим обстоятельством и гасится на местах все недовольство населения работой почтовой службы. Будешь жаловаться - пенсию вовремя не получишь!
Как известно из классики, севрюжины “второй свежести” не бывает в природе, а газеты второй свежести - в результате всего отмеченного выше - стали в Казахстане реальностью. (Интересно, кстати, что во времена Великой Отечественной войны газеты по всей стране доставлялись вовремя). О какой национальной информационной политике можно говорить, когда реакция на происходящие события запаздывает почти на неделю? В общем, не удивляйтесь, если газеты с материалами совещания комиссии по разъяснению земельной реформы, прошедшего в Астане 14 мая, дойдут до читателя только сегодня.
Здесь стоит добавить, что многие “вечно отсталые” СМИ еще и отрабатывают госзаказ, с помощью которого, как замышлялось, продвигаются государственные интересы. Но газетами второй свежести можно влиять только на показатели сбора макулатуры.

Виртуальная реальность

А ожидания от Интернета в плане государственной информационной политики - об этом уже можно смело говорить - не сбылись. Можно, конечно, мониторить соцсети. Даже что-то включить или выключить по результатам такого мониторинга. Но Интернет настолько безбрежен, что сегодня наши профессиональные средства массовой информации без тени сомнения распространяют фейковые новости о том, например, что войска Китайской народно-освободительной армии расквартированы в Таджикистане. В общем, чего только нет в Сети. Конечно, свободу доступа и выбора информации населению ограничивать нельзя - но, увы, не каждый обыватель сам разберется, где информация, а где дезинформация.
Вот так все оказалось непросто. А ведь как лихо все начиналось! В январе 2009 года тогдашний (он же - нынешний) премьер-министр страны провозгласил начало новой информационной эпохи и завел свой блог (до этого у него вообще был персональный сайт!). Потом обязал всех чиновников следовать за ним - в Сеть.
А в январе 2011-го председатель правительства вообще сделал прогноз в духе одного из героев фильма “Москва слезам не верит”, дескать, через какое-то время вообще ничего не будет, кроме… нет, не телевидения. Впрочем, лучше просто напомнить прямую цитату: “Я думаю, через три-четыре года весь рынок подачи информации будет кардинально другим: то, к чему мы привыкли, - вечером в новостях, на следующий день - в газете. Такая подача информации выпадет из реалий”.
А в марте того же года Карим МАСИМОВ - сам или кто-то другой по его просьбе, - написал полный оптимизма пост в своем блоге, который почему-то стал одним из последних его следов в социальных сетях:
- Я рад приветствовать всех, кто читает это сообщение. Сегодня я открыл свои страницы на Twitter, Facebook, казахстанских социальных сетях On.kz и Ilike.kz. На YouTube вы можете посмотреть видео, а на Flickr.com - фотоматериалы, которые расскажут о моей работе и наиболее значимых событиях в стране... Присоединяйтесь ко мне! - зазывал премьер-министр Казахстана соотечественников и не только.
Но призыв основной массой земляков подхвачен не был - ни тогда, ни через три-четыре года, как обе­щал премьер.
Вообще, есть подозрение, что целью такой “революции” в масс-медиа было отнюдь не стремление одним махом вывести страну в число наиболее продвинутых интернет-гигантов, а глубоко “забить” на растущие проблемы обеспечения населения информацией в том виде, в котором люди желают ее получать. Но обоснование должно же быть! И непременно из разряда прорывных.
Поэтому вскоре сам Карим Масимов “выпал из реалий”, покинув соцсети, да и многие казахстанцы так и не отучились от традиционных СМИ, несмотря на прогнозы и шагающие вперед технологии.
Что в результате? Вперед, в прошлое! Главная цель Мининформкоммуникаций - отвоевать сданное ранее правительством без боя информационное пространство. По зубам ли это новому министерству? Говоря языком социологов, скорее нет, чем да. Хотя очень хотелось бы ошибиться...

Игорь НЕВОЛИН, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть