В труде - как в бою
На днях Министерство здравоохранения и социального развития активно расписывало населению прелести уже внесенного в мажилис проекта нового Трудового кодекса (см. “Было меньше - стало больше”, “Время” от 3.9.2015 г.). По мнению профильного ведомства, изменения обеспечат баланс интересов работника и работодателя. Однако сотрудник Казахского национального технического университета имени К.И. Сатпаева кандидат технических наук в области охраны труда Владлена ШЕВЦОВА (на снимке) считает: новый кодекс только ухудшит положение работников.
- Я шокирована тем, что в документе, где идет речь о безопасности и охране труда, государственном контроле, внутреннем контроле, нет главы об общественном контроле, - говорит она. - Эту норму вообще убрали! Общественный инспектор, который защищает права работников перед работодателем, теперь заменен техническим инспектором, статус права и обязанности которого, а также порядок осуществления контроля определяются решением производственного совета, в который входят как представители работодателя, так и работников.
Убрали из раздела об особенностях регулирования трудовых отношений главы об отдельных категориях работников - тех же инвалидах. В действующем кодексе было очень много статей, касающихся компенсационных выплат этой категории работников, ограничения сверхурочной работы, рабочего времени и т.д. В частности, у инвалидов была сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 7 часов в день и 36 часов в неделю. В новом законе это вообще не регулируется! Сокращен ежегодный оплачиваемый дополнительный отпуск для людей с ограниченными возможностями с 15 до 6 дней.
Полностью убрали регулирование труда женщин и других лиц с семейными обязанностями. Ныне действующий кодекс не допускает расторжения трудового договора по инициативе работодателя с беременными, женщинами, имеющими детей до 3 лет, матерями-одиночками с детьми в возрасте до 14 (детьми-инвалидами до 18 лет) в случае сокращения штата. В новом в случае сокращения штата или ухудшения экономического положения предприятия запрещено увольнять только беременных женщин и женщин, имеющих детей до 3 лет (о матерях-одиночках и иных лицах речи не идет).
Убрали также главы об особенностях регулирования труда работников, не достигших 18 лет (теперь регламентируется только продолжительность их рабочего времени), работающих по совместительству, занятых на тяжелых и вредных работах, работников госпредприятий, субъектов малого предпринимательства и т.д. Так что теперь все зависит от воли работодателя, и, боюсь, большинство из них постарается выжать из работника по максимуму, как можно меньше давая взамен.
Предельное количество сверхурочных работ увеличили со 120 до 200 часов в год. К тому же к основаниям для привлечения работника к сверхурочным работам без его согласия добавилось такое положение, как “оказание экстренной и неотложной помощи гражданам, которым угрожает потеря здоровья или гибель”. Но главное - изменилась оплата сверхурочной и ночной работы, а также работы в выходные и праздничные дни. Сейчас сверхурочная и ночная работа оплачивается в полуторном размере, в праздничные и выходные дни - в двойном размере. А в новом кодексе и то и другое оплачивается исходя из единой ставки 1,25.
Вообще, в идеале новый кодекс должен упростить трудовые отношения. Но, анализируя законопроект, мы видим, что большинство норм прописано во благо работодателя - но никак не работника. Работодатели и без того не всегда выполняют требования действующего Трудового кодекса, а сейчас им вообще все карты в руки! Например, увеличение продолжительности рабочего времени неизбежно повлечет рост несчастных случаев и травматизма на производстве: при более продолжительной работе появляется усталость, снижается концентрация внимания. Ухудшается и ситуация с профессиональными заболеваниями.
Я думаю, что законопроект нельзя принимать в таком виде, в каком он сейчас, его нужно дорабатывать. Разработчики утверждают, что при подготовке проекта они консультировались с работодателями и профсоюзами. Но я считаю, что нужно привлекать к этой работе не крупных работодателей, а общественных деятелей, которые защищают права трудящихся.
Записала Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира Заикина и из личного архива Владлены Шевцовой, Алматы