4776

Ребус из трёх букв,

или Почему налог с продаж выгоднее НДС

Пришло время подумать о целесо­образности дальнейшего взимания налога на добавочную стоимость (НДС) и его замены на более прогрессивный и справедливый. Соответствующее поручение госорганам дал Нурсултан
НАЗАРБАЕВ. Чем же так плох механизм, позволяющий пополнять бюджет практически с каждой коммерческой операции? Юрист Жангельды СУЛЕЙМАНОВ (на снимке) со страниц нашей газеты объясняет, с чем связаны сложности при расчете НДС в Казахстане.

- НДС - один из самых сложных в мире, - утверждает собеседник. - Многие не могут в нем разобраться. И, к сожалению, именно вокруг этого налога постоянно возникают различные коррупционные схемы.
НДС - всего лишь инструмент для пополнения бюджета. Но когда ставится задача взыскать как можно больше средств в казну, на втором плане оказываются вопросы справедливости, прозрачности и законности начисления этого налога. В Казахстане порядка 90 процентов налоговых споров в судах связаны с начислением НДС.
Почему так обстоят дела? Во-первых, у нас применительно к НДС очень сложно написан Налоговый кодекс. А во-вторых, очень многое отдано на откуп налоговикам. Их субъективные оценки ситуации зачастую оказываются выше законов. Именно налоговый инспектор определяет, какую сумму должен заплатить предприниматель за ту или иную операцию. Вроде бы все выглядит достаточно просто: компания продала товар на миллион тенге, НДС в этом случае 12 процентов, то есть 120 тысяч тенге сверху. Но проблемы как раз таки начинаются, когда возникает необходимость произвести зачет НДС.
- Объясните на простом примере, как это выглядит.
- Предприниматель приобретает товар за 100 тенге. В этом случае он еще и оплачивает НДС в размере 12 процентов, то есть ему товар обходится в 112 тенге. Продать он его хочет с прибылью, пусть будет в два раза дороже - за 200 тенге. Но тут НДС составит уже 24 тенге, то есть цена будет 224 тенге. Нужно понимать, что 12 - это уже уплаченный НДС, а 24 - вновь начисленный. И здесь необходимо учитывать, что в бюджет необходимо оплатить разницу, то есть отнять от 24 тенге 12. Вроде бы несложно, правда? Но это идеальная схема с круглыми цифрами. А в реальности все бизнесмены стремятся к тому, чтобы сумма зачета НДС была как можно больше, чтобы отдавать казне меньшую разницу со сделки. При этом задача налоговиков - сделать все, чтобы не засчитывать какие-то операции. Например, если в счете-фактуре нет одной запятой, бумагу не принимают. Или в документах не полностью указаны ФИО бухгалтера, или адрес организации, или БИН. Таким образом к уплате в бюджет начисляется большая, чем рассчитывал предприниматель, сумма. И таких примеров, к сожалению, множество.
- В чем же принципиальное отличие НДС от налога с продаж?
- В НДС самое сложное - постоянные расчеты, кто кому должен. В налоге с продаж нет этих мучений с зачетами. Есть просто налог - сумма, которую ты должен заплатить после продажи товара.
Например, вы приобрели товар на 10 миллионов, а продали на пять. Такое ведь тоже бывает. В этом случае уже государство должно вернуть вам часть уплаченного ранее НДС. Разумеется, налоговые инспекторы сделают все, чтобы эти деньги не возвращать. Итог - судебные процессы.
А теперь возьмите налог с продаж. Вы показываете в декларации, что продали товар на миллион тенге. Налоговик легко просчитывает процент от продажи, и вы его оплачиваете. Все! Никаких вам расчетов “до” и “после”. С цифрами ведь не поспоришь!
Сейчас предложение о замене налога исходит от главы государства. Он заявил, что из-за трудностей с зачетом НДС возникла целая коррупционная система. Все из-за того, что механизм непрозрачный и очень сложный. А самое страшное, что страдают простые люди, предприниматели. Ладно если просто заставят заплатить лишнее - это еще полбеды. Но ведь за неправильные расчеты НДС у нас даже сажают! Это уголовное преступление, и, к сожалению, гос­органы готовы его применить в случае, если предприниматель попадется несговорчивый. Вот вам и почва для коррупции. Или договаривайся, или садись в тюрьму.
- А что суды? Как часто они встают на сторону предпринимателей, недовольных расчетами НДС?
- Хороший вопрос. Каков принцип работы налоговых служб? Если есть сомнения, они трактуются против предпринимателя. Я не зря говорил о запятых в счетах-фактурах - это наша реальность, когда инспектор делает все, лишь бы заставить бизнесмена заплатить как можно больше. Второй момент: чиновники опасаются любых решений судебных органов, принятых в пользу предпринимателя, потому что это чревато дополнительными проверками, дисциплинарными взысканиями и тому подобным. Поэтому налоговики в любой спорной ситуации пишут в акте, что налог должен быть доначислен. Мытарь бумагу составил и забыл. А налогоплательщику приходится доказывать свою правоту - бегать по судам, нанимать юристов, трястись над каждой бумажкой - не дай бог, куда-то затеряется! Сделаешь что-то не так - сядешь! Есть случаи, когда человек по 3-4 года ходит по судам, вплоть до Верховного, чтобы доказать свою невиновность. И знаете, далеко не всегда суды встают на сторону налогоплательщиков. Как показывает практика, всего лишь около 25 процентов всех налоговых споров заканчиваются поражением госорганов. Объясняется это, еще раз отмечу, в первую очередь спецификой таких споров. Среди моих друзей есть юристы, которые по 20-25 лет занимаются исключительно такими процессами, но и они говорят, что до конца не все понимают. А каково судьям, которым одновременно приходится вести десятки таких разбирательств? У любого человека голова кругом пойдет...
- На мой взгляд, столь жесткая позиция налоговых органов в отношении предпринимателей вызвана в первую очередь тем, что у нас не так много желающих платить налоги в принципе. Есть целые сферы, где налоговые органы вообще ничего не собирают. Может быть, поэтому инспекторы так впиваются в тех бизнесменов, кто не прячется и готов платить?
- Согласен, у нас есть проблема со сборов налогов. И налоговые органы действительно работают по плану - они обязаны собирать определенные суммы, поэтому и относятся с пристрастием к предпринимателям. Но все же это не повод выжимать из налогоплательщиков все соки и вешать на них дополнительные сборы.
- А как вы считаете: замена НДС налогом с продаж повысит собираемость налогов?
- Заметно повысит! Потому что все расчеты будут производиться автоматически, электронным способом. Кроме того, упростится сама система взимания налога. Почему у нас сейчас пытаются максимально уйти от наличных расчетов к безналичным? Потому что все операции прослеживаются, все цифры учитываются сразу. Признаться, мне импонирует настрой комитета госдоходов Минфина. Информация о ресторанах, где недоплачивают налоги, предложения о проведении лотереи фискальных чеков, призывы к полной прозрачности - так и должно быть! К сожалению, у нас в стране процветает правовой нигилизм: если человек не платит налоги, то в своем кругу он считается успешным парнем, красавчиком. Так что бороться надо и с коррупционными схемами вокруг налогов, и с нашей ментальностью.
- Как известно, во всех странах - участницах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), включая Казахстан, действует институт НДС. Если мы откажемся от него, не отразится ли это на экономических механизмах внутри объединения?
- Да, это может вызвать определенные сложности. Но тут нужно понимать: президент не просто выступил с предложением заменить НДС на налог с продаж - он попросил проработать этот вопрос. Сейчас профильные министерства производят расчеты, готовят заключение для главы государства - какие будут плюсы, какие минусы. Разумеется, будут учитываться и взаимоотношения со странами ЕАЭС. Но я опасаюсь другого. К сожалению, как показывает практика, наши чиновники часто спешат и допускают ошибки. И в данном случае, боюсь, может произойти так же: от одного налога откажутся, введут другой - и еще больше усложнят всем жизнь. То есть не хотелось бы “как всегда”.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа Егорова и из архива Жангельды Сулейманова, Алматы

Поделиться
Класснуть