Рекламу водкой не испортишь!
В России всерьез подумывают: не отменить ли запрет на рекламу алкогольной и табачной продукции в СМИ?Причем разговоры там идут уже на правительственном уровне. Чем ответят в Казахстане?
В начале этой недели заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей ВОЛИН в интервью “Российской газете” заявил о необходимости поддержать средства массовой информации, прежде всего печатные, в условиях кризиса. Сделать это, по его мнению, можно двумя способами: постоянно выделяя средства из госбюджета либо дать журналистам послабления и самим зарабатывать, в том числе на такой доходной рекламной стезе, как PR алкоголя и табака. Но поскольку денег у правительства в сегодняшних условиях не так уж и много, остается только один способ - снять запреты.
Ограничивать рекламу алкоголя в СМИ российские власти начали с 2012 года. Вначале запретили рекламу крепких напитков на телевидении и радио, на первой и последней страницах печатных изданий. Пиво запретили рекламировать на телевидении в дневное время. В 2013-м ввели табу на рекламу алкоголя в печатных СМИ, а затем и в Интернете.
Принятые поправки в законодательство сильно ударили по состоянию журналистских коллективов: по данным News.ru, только за первые три квартала 2014 года рекламные доходы прессы упали на 10 процентов. Сейчас ситуация наверняка изменится: в связи с предстоящим в России в 2018 году чемпионатом мира по футболу рекламу пива и других слабоалкогольных напитков вернули на радио и телевидение. Эта норма вступила в силу с начала 2015 года и будет действовать как минимум до 2019 года.
То есть нравится или нет, а основы жизни и законы рынка неумолимы: хочешь выжить - умей вертеться, находить деньги. И в этих железных, проверенных временем правилах уже, получается, тонут стенания апологетов здорового образа жизни: мол, эти продукты (алкоголь и табак) разрушают устои любого сообщества.
У Казахстана с Россией много общего. Не стала исключением и ситуация с аналогичным запретом рекламы в СМИ алкоголя и табака. И у нас этот запрет тоже существенно отразился на доходах тружеников пера и микрофона. Но примечательно, что в нашей стране запрет на рекламу ввели намного раньше - еще с 2007 года. Правда, производители пива долгое время использовали лазейку в законе, рекламируя якобы безалкогольное пиво. Однако летом прошлого года предпринимателям окончательно перекрыли кислород: 18 июня были приняты поправки в Закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции”, согласно которым реклама товарных знаков, под которыми выпускают алкогольную продукцию, запрещена.
Стали ли казахстанцы меньше пить и курить из-за запрета рекламы или это происходит в связи с повышением уровня жизни, пропаганды здорового образа жизни и других факторов - большой вопрос. Различные структуры выдают разные данные. Сошлемся на наиболее известные и авторитетные. К примеру, по опубликованной на официальном сайте Национального центра проблем формирования здорового образа жизни (НЦПФЗОЖ) информации, с 2010 года употребление в стране алкогольных напитков снизилось на 9 процентов. Что касается сигарет, то, по данным того же НЦПФЗОЖ, распространенность табакокурения среди взрослых казахстанцев тоже снижается: с 28 процентов в 2008 году до 26,5 процента в 2012 году.
Данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) тоже свидетельствуют о том, что казахстанцы стали пить чуть меньше: если в 2003-2005 годах потребление алкоголя на душу населения составляло 11,3 литра в год, то в 2009-2010 годах этот показатель снизился, но всего на литр - до 10,3 литра. В 2014 году по употреблению алкоголя наша страна заняла 34-ю строчку рейтинга ВОЗ. Кстати, на первом месте там значится Молдова, в первую десятку также вошли Россия (4-е место), Украина (5-е место) и Белоруссия (10-е место).
И еще немного статистики. По состоянию на конец 2012 года, ежедневно курили сигареты у нас в стране, по данным ВОЗ, 37 процентов мужчин и 7 процентов женщин. В целом, по данным ВОЗ, в Казахстане курит 21 процент взрослого населения, а также дети. В частности, среди 13-15-летних подростков ежедневно курят 9,7 процента мальчиков и 6 процентов девочек.
А может ли вообще реклама заставить кого-либо начать употреблять алкоголь или курить?
Когда вопрос о запрете рекламы алкоголя и табака находился на стадии обсуждения, одним из главных аргументов поборников здорового образа жизни было то, что реклама пагубно влияет на подрастающее поколение. Мол, дети, насмотревшись рекламы, завтра закурят или станут прикладываться к бутылке. Но не все так однозначно, утверждает детский психолог Маргарита УСКЕМБАЕВА (на снимке):
- В основе алкогольной и табачной зависимости лежит, если можно так выразиться, застревание на оральной стадии развития, когда через рот удовлетворяются какие-то инстинкты, в том числе пищевые потребности. И хотя дети находятся пока еще на оральной стадии, проблема алкоголя и табака остро не стоит, поскольку спиртное и сигареты изначально не входят в сферу возрастных интересов ребенка. Отчасти бесконтрольный просмотр телевидения, в том числе и рекламы, конечно, может спровоцировать какие-то негативные моменты, но тотально вряд ли повлияет. Конечно, сейчас модно в любом вопросе ссылаться на детей, но не думаю, что реклама может сильно повлиять на ребенка.
Директор Института психоанализа Средней Азии Анна КУДИЯРОВА (на снимке) считает, что тут все зависит от самого человека:
- Все население можно разделить на не зависимых и зависимых от чего-то людей. Причем зависимых больше. В этих обстоятельствах очень грамотно, психологически тонко выстроенная реклама обязательно попадет в цель. А все винно-водочные и табачные компании, я думаю, имеют достаточно средств, чтобы взять на работу хорошего психолога, чтобы действовать на сознание и на бессознательное. Но, с другой стороны, запретами мы тоже ничего не добьемся. Зависимый человек без всякой рекламы найдет себе то, что ему хочется: табак, бутылку спиртного или наркотики. Поэтому свобода рекламы - помимо помощи СМИ и тем, кто продает свои товары, - была бы, может быть, свидетельством того, что мы даем больше свободы человеку. А свобода предполагает ответственность за самого себя. Вот пример: впереди у двух идущих бывших алкоголиков винно-водочный магазин. Один побоится пройти мимо него, потому что обязательно зайдет туда и сорвется. А второй пройдет мимо без проблем, потому что он уяснил для себя: пить - вредно! И никакая реклама его с этого пути не собьет.
Но если выбор в любом случае за самим человеком, то, может, есть смысл нам, в Казахстане, отменить запрет на рекламу алкоголя и табака и тем самым поддержать отечественные СМИ? Ведь если в России откажутся от запрета, казахстанские журналисты окажутся в заведомо проигрышной ситуации, чем их российские коллеги. Вот что об этом думает депутат мажилиса Танирберген БЕРДОНГАРОВ (на снимке):
- Если поставить на чашу весов рекламу, финансы, налоги, здоровье людей, помощь СМИ, бизнес-сообществу - то мое мнение будет таким: не нужно отменять запрет. Потому что у нас от рекламы алкоголя и табака вреда гораздо больше, чем налоговых поступлений, которые страна получает от производства и пиара этой продукции. Ведь главное для страны - это жизнь ее граждан, а от употребления алкоголя и табака люди умирают в результате совершаемых на пьяной почве преступлений, из-за болезней. Несомненно, люди употребляли, употребляют и будут употреблять алкоголь и табак. Но запрет на рекламу этой продукции сыграл свою позитивную роль, об этом свидетельствует статистика. Конечно, мы сейчас живем в едином медиапространстве, наши граждане смотрят и российские телеканалы, где подобный запрет существует лишь отчасти. Но благо с 1 января мы все - в Евразийском экономическом союзе, и сейчас активно рассматривается вопрос о создании специальной структуры в парламентах государств-участников, дабы унифицировать наше законодательство. Поэтому, оставшись на прежних позициях по запрету рекламы алкоголя и табака, мы сделаем шаг вперед.
Однако в медиасообществе не столь категоричны в этом вопросе. И вовсе не потому, что преследуют собственные интересы.
- Тут дело не в помощи СМИ, а в конкурентной среде: ведь в мире открытое информационное пространство, есть Интернет и телевидение, которое можно смотреть с помощью спутниковых тарелок, - комментирует ситуацию главный редактор еженедельника “Мегаполис” Игорь ШАХНОВИЧ (на снимке). - А там напрямую идет и российская, и западная реклама. Полностью закрыться от нее не получится. Так что мы просто ставим свои предприятия, которые выпускают алкогольную и табачную продукцию, в невыгодное положение. Да, алкоголь и табак, я считаю, - наркотические средства, и они подрывают здоровье населения. Но учитывая тот факт, что любые мировые СМИ сейчас доступны для нас, наши предприятия просто проседают из-за отсутствия конкурентной среды. Поэтому я за то, чтобы реклама была доступна.
Такого же мнения придерживается и президент международного фонда защиты свободы слова “Адил соз” Тамара КАЛЕЕВА (на снимке):
- Давайте вспомним, как все СМИ сопротивлялись этому запрету. Сопротивлялись не потому, что они сторонники алкоголизма, а потому, что все это действительно обеднило кошелек казахстанских изданий. При том что рекламировали-то не всякие суррогаты, а лицензионные напитки. А сейчас такой рекламы нет, и что народ пьет, какой денатурат - неизвестно. Давайте посмотрим объемы торговли - ведь пить меньше не стали! К тому же нельзя эти требования предъявить к СМИ другого государства, в нашем случае к России, которая частично эту рекламу у себя разрешает. Давайте российскую водку у себя рекламировать (ведь существует Интернет и спутниковые тарелки), а казахстанскую - под запрет! Это ведь нелогично. Я считаю, что у нас надо тоже отменить все запреты и одновременно усилить на более качественном уровне антиалкогольную и антитабачную пропаганду и агитацию.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы