Меньше слов - больше дел
“Старший брат” спешит на помощь
Заместитель председателя Восточно-Казахстанского областного совета партии “Ак жол” опытный юрист Куат РАХИМБЕРДИН (на снимке) рассказал в интервью нашей газете, почему парней-хулиганов может отвратить от криминала... бизнесмен на “гелендвагене”. Стоит ли подавать в суд на Нацбанк из-за прошедшей недавно девальвации? Как заставить чиновников выполнять свою работу? И каким образом устькаменогорцы смогут определить самый криминальный район, пользуясь интерактивной картой?
Куат Рахимбердин - молодой, но известный в Усть-Каменогорске правозащитник, доктор юридических наук, заведующий кафедрой уголовного права и уголовного процесса ВКГУ им. С. Аманжолова.
- Несколько лет назад я стал депутатом городского маслихата, - рассказывает зампредседателя областного совета партии “Ак жол” в Восточном Казахстане. - Появилось желание участвовать в жизни региона, влиять на принятие решений, разбираться в проблемах, искать пути их решения. Я тогда был беспартийным, и, несмотря на отсутствие поддержки политического объединения, мне удалось в конкурентной борьбе победить на выборах в маслихат и уже изнутри убедиться, как сложно порой решить насущные городские проблемы. И, уже будучи депутатом, я обратил внимание на партию “Ак жол”.
Среди ее представителей много бизнесменов, талантливых врачей, людей науки. Поэтому и подход к решению тех или иных проблем абсолютно научный, четкий. Мало разговоров, много действий. Больше всего меня подкупило то, что те же бизнесмены используют при принятии решений абсолютно практичный подход: нужно затратить столько-то, чтобы получить вот это. Без лишнего пафоса и длинных речей. Вот простой пример: весной мы устроили субботник, собрали молодежь, студентов, выделили средства на покупку хозинвентаря, сухого пайка и т.д. Затратили несколько часов, прошлись с ребятами вдоль русла реки Ульба, быстро все убрали. А рядом с нами работала похожая бригада, только от другой партии. Так они несколько часов только решали, кто за что будет отвечать - оказалось, что и инвентаря не хватает, и студентами руководить некому. Так что главное - подход и организация.
- Кому еще вы помогаете?
- Мы стараемся, чтобы помощь была абсолютно реальной. Как я уже говорил, минимум слов - максимум дел. Сегодня это направление выделилось в целое молодежное волонтерское движение при нашем филиале.
Впереди 9 Мая. Я хорошо помню, как мы решили поздравить ветеранов в прошлом году. Собрались с однопартийцами, подумали: как можно оказать уважение ветеранам, чтобы им было приятно, и вместе с тем попытаться охватить наибольшее количество дедушек и бабушек. Лучший подарок - это, конечно, внимание и приятные слова, но и тяжелый пакет продуктов нашим пенсионерам не помешает. Ведь порой даже некому доставить им еду! Поехали в супермаркет, закупили множество пакетов с разнообразными продуктами и разъехались по городу. Старики удивлялись: внимание им оказывается весьма редко, а тут к каждому приехали, лично поздравили, поговорили - у них слезы на глазах... Думаю, в этом году нечто подобное обязательно организуем. Строки поэта, кажется, о наших ветеранах и старшем поколении: “Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей”.
“Ак жол” очень активно использует в своей работе волонтеров, молодежь - и студенты учатся бескорыстно помогать людям, и мы таким образом успеваем охватить куда больше людей, нежели если бы действовали только своими силами. Вообще, молодежь у нас отзывчивая - и школьники, и студенты с удовольствием помогают, будь то уборка территорий или помощь пожилым людям. Можно сказать - современные тимуровцы.
- В стране несколько партий. Что выгодно отличает деятельность “Ак жола”?
- Я убежден, что самый действенный подход - это просто брать и делать. Мы запустили программу “Старший брат”. Сотрудничаем со школами города, акцентируем внимание на парней, у которых есть проблемы не только с успеваемостью, но и с законом. Есть сейчас такой модный международный юридический термин: “дети, имеющие конфликт с законом”. Никаких нотаций мы не читаем, просто предлагаем разнообразить досуг подопечного. Привозим его на тренировки наших спортсменов по футболу. А если ему нравится игра - покупаем форму, экипировку - и он начинает заниматься. Удивительно, но проблемы большинства парней решаются просто, если уделить им внимание, если направить энергию в тот же спорт.
У нас уже есть пример такого удачного перевоспитания: подросток сначала был хулиганом, а теперь подтянул и успеваемость, и поведение стало лучше. Естественно, поначалу замыкался, не хотел идти на контакт. А потом, посидев в “гелендвагене” моего друга, бизнесмена, члена партии “Ак жол” Талгата КУРМАНГАЛИЕВА, который его лично на футбол возил, робко задал вопрос: а у меня такой может появиться? Мы ему ответили: конечно может, только надо сначала бросить пить, курить, подтянуть учебу и не общаться с хулиганьем.
Да, может, шикарная машина - не самый благородный стимул, но для современных парней - очень действенный. Подросткам в таком возрасте нужен какой-то кумир, наставник, на которого они могли бы равняться. И “патронат” со стороны преуспевающего бизнесмена, успешного человека, у которого все горит в руках, - отличная возможность уберечь молодежь от криминала. Важно дать шанс подростку, вовремя протянуть ему руку помощи. В нашем городе не больше ста подростков с девиантным поведением. Неужели мы не сможем найти такое же количество активистов гражданского общества, чтобы расширить программу “Старшего брата”? Для этого практически не нужны средства, важно найти единомышленников. Ведь многие благополучные люди понимают, что это может быть “налогом” на успех. Так и формируется гражданское общество.
- Среди представителей “Ак жола” немало ученых, юристов. Как это влияет на специфику работы партии?
- У нас есть несколько инновационных проектов. Например, мы планируем создать интерактивную карту “Состояние молодежной преступности в городе Усть-Каменогорске”. Она позволит в режиме онлайн определить наиболее криминогенные районы города, анализировать сезонность и состояние преступности на конкретном участке и принимать профилактические меры. Удивительно, но у нас, у общественности, нет даже данных, где в городе наиболее опасно, где меньше всего полицейских патрулей и где молодежь чаще всего совершает преступления. Будем сотрудничать с правоохранительными органами. Карта будет подсказкой местным властям, куда и сколько стоит вкладывать бюджетных средств для профилактики преступности, в том числе и среди молодежи.
- В феврале в Казахстане как гром среди ясного неба грянула девальвация тенге. Как партия бизнеса отнеслась к этому событию?
- Действительно, очень много обращений по этому поводу. Так как в нашей партии довольно много предпринимателей, конечно, проблема для нас весьма и весьма существенная. Когда к нам обращаются простые горожане с вопросами: “А можно ли вообще подать на Нацбанк или правительство в суд?”, я должен сказать, что это конституционное право каждого гражданина, только в суде можно восстановить свои нарушенные права.
С одной стороны, я очень хорошо понимаю возмущение людей. Попытка подать в суд на орган власти -
это одна из цивилизованных форм протеста, у нее есть и мотивы, и возможные последствия для властных структур. Люди таким образом мирно выражают свое несогласие с какими-то нововведениями. С другой стороны, мы все понимаем, что выиграть такой суд будет сложно. У правозащитников есть такое понятие - “стратегическая тяжба”, когда вроде бы частный вопрос имеет более широкое значение. В принципе, мы оказываем профессиональную юридическую поддержку всем лицам, обращающимся за помощью в “Ак жол”. Здесь мне помогает и профессиональное знание права, и практический опыт эксперта БДИПЧ ОБСЕ по правам заключенных.
Однако, если говорить о девальвации, то многие предприниматели видели и гораздо худшие времена. Инфляцию 1993-1994 гг. в 2000%, когда товар дорожал вдвое каждый месяц, а то и за неделю. Или обвалы валюты в 1998 и 2007 годах. И нередко от тех же предпринимателей можно слышать, что нынешняя ситуация в этом ряду не самая тяжелая, мягко говоря. Вопрос в том, чтобы такие стрессы не становились правилом.
Впрочем, госорганы со своей стороны тоже должны понимать, что у них нет монополии на принятие судьбоносных решений и что с мнением каждого гражданина нужно считаться.
- “Ак жол” оказывает простым горожанам реальную помощь? Разобраться с документами, с какой-то проблемой...
- Не так давно к нам обратилась за помощью престарелая женщина, которая собиралась вернуть гражданство Казахстана. До переезда в соседнюю страну она жила в Усть-Каменогорске, ветеран труда. Решила вернуться, сначала получить вид на жительство, а после и гражданство Казахстана. Стандартная процедура обернулась для нее несколькими месяцами мучений: практически во всех инстанциях ей чинили препоны. Без всякого объяснения. В одном документе, как говорится, “запятой не хватает”, в другом - точки. К сожалению, не все наши граждане обладают достаточной юридической подкованностью, чтобы суметь отстоять в госорганах свои права. Нам пришлось вмешаться, вместе с этой женщиной ходить по всем кабинетам, разъясняя госслужащим, в чем они нарушают права обратившейся горожанки. Сработало: женщина сумела в короткие сроки получить все необходимые документы.
Большую помощь и поддержку нам оказывают председатель партии “Ак жол” Азат ПЕРУАШЕВ и члены фракции в мажилисе. Хотел бы отметить, что у Азата Перуашева особое отношение к Восточному Казахстану, к его природе и людям, живущим на этой благодатной земле. Не все, например, знают, что два года назад именно акжоловцы настояли на включении нашего региона в государственный план газификации Казахстана. Таких успешных примеров совместной работы депутатов парламента Казахстана и членов нашей партии на местах можно привести много.
- Часто ли приходится использовать депутатское удостоверение? Внушает ли оно доверие?
- Удостоверение депутата маслихата использовал по назначению в первый год своей деятельности только при прохождении полицейского поста в здании городского акимата. Почему-то дежурные полицейские с завидной регулярностью не пропускали меня в здание акимата на заседания комиссий и сессий. Может, их смущал мой профессорский рюкзак с книгами и ноутбуком. Да, галстук я ношу только во время лекций в университете… Но, например, в США любой гражданин свободно входит в здание конгресса и имеет право обращаться к министру или депутату без всяких пропусков.
Я не понимаю, для чего создаются искусственные барьеры между представителями власти и населением. Напротив задача власти - быть ближе к простым людям и их нуждам.
Евгений ФОМИНЫХ, фото из личного архива Куата РАХИМБЕРДИНА, Усть-Каменогорск