Если бы депутатом был я... спросил бы Нацбанк: зачем нам внешний долг?
Национальный банк отчитался о состоянии внешнего долга: за прошлый год он увеличился с 136,922 млрд. до 148,753 млрд. долларов. Но все подано и обставлено так, чтобы обыватель вздохнул с облегчением: ни правительству, ни населению о таких долгах не стоит беспокоиться.
Задолженность банковского сектора снизилась на 17,5% - до 11,16 млрд., доля государственного и гарантированного государством долга сократилась с 4,3 до 4,1%, да и вообще основная масса внешнего долга приходится на межфирменные задолженности: обязательства казахстанских “дочек” и филиалов перед своими же зарубежными компаниями. Какие, мол, проблемы!
В этой связи предлагаю самостоятельное упражнение по макроэкономике: набираем на клавиатуре сайт Нацбанка (www.nationalbank.kz) и по данным раздела “Статистика внешнего долга” выписываем такую табличку:
А теперь легким нажатием клавиш калькулятора суммируем (слабонервным не рекомендуется!), во что - и это лишь с 2005-го по 2013-й - обошлись только выплата процентов и частичный возврат постоянно растущей внешней задолженности. Получается… 240 миллиардов долларов! И это без данных за IV квартал прошлого года.
То есть без малого четверть триллиона (!) мы уже заплатили ровно за то, чтобы влезть в 150-миллиардный долларовый долг.
Наверное, единственные, кто этому не удивится, - ипотечницы. Потому что у них - то же самое. Они, глупые, платят и платят, уже больше взятого выплатили, а долг не уменьшается. Впрочем, они не по глупости, а по безысходности - дети, муж беспомощный на диване, а ради крыши над головой на что только не пойдешь!
А Казахстан от какого такого большого ума или необходимости занимает?
Только не надо говорить, что за долги частных фирм никто не отвечает: должны они, а платим все мы - через повышенные цены и пониженные зарплаты в казахстанской экономике. А если такого аргумента недостаточно, вот поконкретнее: не уйди за рубеж 30,96 млрд. долларов в 2012 году и никак не меньше в прошлом - не было бы у Нацбанка необходимости тратить золотовалютные резервы, обошлось бы без февральской “неожиданной” девальвации тенге.
А вот зачем казахстанский бизнес занимает за рубежом, я вам скажу: там оно дешевле. Вот ипотечницы - те за границей кредитоваться не могут, потому и берут здесь под 12-18%, а выплачивают вдвое-втрое больше занятого. Ну как им в этой ситуации не оказаться неплатежеспособными?!
А все это потому, что родной Нацбанк в своем отечестве служит не национальным кредитором первой инстанции, а всего лишь безналичным долларовым обменником.
Вот и пора спросить: зачем он это делает?
Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы