6553

Если завтра война

Политолог Ерлан КАРИН на днях вернулся из Афганистана, где ему удалось пообщаться с местными экспертами и погулять по улочкам Кабула. О своих впечатлениях, предстоящих президентских выборах в этой стране, подготовке к выводу войск коалиции он рассказал в интервью газете “Время”.

- Четыре года назад, когда Казахстан председательствовал в ОБСЕ, было организовано несколько пресс-туров в Афганистан. Коллеги, летавшие в Кабул, рассказывали примерно одно и то же - это безумно опасный город и невероятно опасная страна, особенно для иностранцев. Вам в Афганистане не было страшно?
- Не сильно страшно. Первое впечатление, что Кабул находится как бы в осадном положении. Над городом висят американские аэростаты, снимающие в радиусе 50 км все, что происходит вокруг, все время пролетают какие-то военные вертолеты, и, естественно, даже в аэропорту военной техники больше, чем гражданской. В самом Кабуле множество блок-постов, пикапов с вооруженными людьми. Сотрудники нашего посольства, помогавшие нам и до приезда, и во время поездки, тщательно нас проинструктировали. Нежелательно гулять без сопровождения на улице, много снимать, наводить камеру на людей, особенно на женщин, и так далее. Естественно, все эти предупреждения и инструкции не могли не настроить соответствующе. Тем более за два дня до нашего приезда в Кабул в афганской столице произошел один из самых крупных терактов за последнее время - взорвали популярный среди иностранцев ливанский ресторан. Погибли более 20 человек, среди них высокопоставленные сотрудники ООН. Поэтому в городе были введены повышенные меры безо-пасности, а посольство в связи с этим сократило нашу программу - мы планировали посетить ряд провинций, выехать за пределы Кабула. Хотя в целом я бы не сказал, что после атаки террористов афганцы и иностранцы закрылись в своих домах и никуда не выходят. На базарах бойкая торговля, все куда-то постоянно едут, машин и людей на улицах много. В Мазари-Шарифе вообще вроде спокойно, на улице уже нет солдат и вооруженных людей. И жизнь там кипит вовсю - строятся дороги, школы, заводы и бизнес-центры. Но, в общем, Афганистан -
это место, где нельзя расслаб­ляться, где все напоминает, что война еще не закончена. С 2002 по 2011 год на Ирак и Афганистан пришлось 35 процентов террористических атак в мире, а в последние годы вообще даже больше 50 процентов. По последним данным, только в одном Кабуле в январе нынешнего года произошло 16 тера­ктов, в которых погибли 150 человек. Хотя к состоянию военного положения привыкаешь быстро. Мы уже через несколько дней спокойно передвигались, снимали что хотели. Сотрудник посольства, который нас иногда сопровождал, признался: спустя время страх притупляется.
- А какова была цель вашей поездки?
- Меня в основном интересовала не сама ситуация в Афганистане, а некоторые вопросы в рамках моего исследовательского проекта, посвященного проблемам терроризма. Афгано-пакистанская граница - один из регионов, где дислоцируются самые разные экстремистские объединения. По разным оценкам, в афгано-пакистанской зоне находятся более 15 тысяч наемников из 75 стран!
Собираясь в Афганистан, я решил не замыкаться только на задачах моей темы, а расширить перечень вопросов и обсудить с местными экспертами ситуацию как в стране, так и в целом в регионе. Хочу подчеркнуть, что я не являюсь специалистом по Афганистану, чтобы люди не думали, будто, вернувшись оттуда, я все узнал и понял про эту страну и теперь могу все про нее рассказать. Есть более сильные эксперты, но я хотел сам лично увидеть ситуацию.
- Удалось понаблюдать за предвыборной кампанией? Выборы-то уже не за горами - в апреле…
- Нет, кампания еще не стартовала официально. Но уже было известно об основных претендентах на президентский пост: всего зарегистрировано 11 кандидатов. Действующий глава государства Хамид КАРЗАЙ уже не может баллотироваться, поэтому пытается как-то повлиять на политическую ситуацию. Карзай не подписал договор о безопасности с США, и это сейчас самая главная тема - это обсуждают в кабинетах, дома и на улице. Все предполагают, что для нынешнего президента это последняя возможность выторговать для себя какие-то политические дивиденды или гарантии.
Явного лидера среди кандидатов нет, называют в качестве претендентов совершенно разных людей - брата нынешнего президента Каюма КАРЗАЯ, бывшего министра иностранных дел Абдуллу АБДУЛЛУ и других. Но многие склоняются к тому, что в апреле нового президента в Афганистане еще не будет. Скорее всего, не удастся избежать второго тура, если талибы вообще не сорвут голосование. Поэтому местные эксперты склоняются к негативным сценариям - вплоть до того, что выборы могут привести к расколу страны. Но при этом все сходятся во мнении, что даже если будет избран новый президент, вряд ли он будет контролировать всю страну.
- И насколько высока вероятность, что голосование плавно перетечет в гражданскую войну?
- Так устрашать я бы не стал, но все не просто, конечно. С одной стороны, в нынешней элите мало кто заинтересован в новой гражданской войне. Многим хотелось бы сохранить статус-кво. Политиков, коммерсантов и военных устраивает, что идет мощная финансовая поддержка со стороны Запада. Из аэропорта Кабула чуть ли не ежедневно отправляются рейсы в Дубай и Стамбул. У влиятельных афганцев есть недвижимость за рубежом, открыты счета в иностранных банках, в общем, все довольны. И заметно, что уровень жизни правящей верхушки серьезно вырос за последние годы. Хотя простое население живет так же плохо, как и 10, и 20, и 30 лет назад. Люди говорят так: вчера я завтракал лепешкой и чаем, а сегодня - чаем и лепешкой с маслом! Но если что-то случится плохое, у меня всегда останутся чай с лепешкой. В общем, вроде бы люди хотят стабильности, но готовятся к худшему. Например, нам сказали, что в последнее время сильно подорожало оружие, а все более-менее состоятельные граждане лихорадочно делают себе визы в любые страны. К выборам все ожидают учащения террористических атак в Афганистане. А в первый день начала избирательной кампании в Герате был убит глава предвыборного штаба кандидата в президенты доктора Абдуллы в этой провинции. Официальные лица из Министерства обороны и МВД в ходе встреч уверенно говорили, что 400 тысяч военных смогут обеспечить безопасность более чем в 6 тысячах избирательных участков по всей стране. Посмотрим.
- Именно в 2014 году Афганистан должны покинуть коалиционные войска. Чего ждут афганцы от этого события?
- Того же, что и от выборов - скупают автоматы, вооружаются. Предстоящий вывод коалиционных войск и развитие ситуации после этого - сейчас самая главная тема в политических консультациях и экспертных дисскусиях. От Вашингтона до Алматы, в Лондоне, Москве, Ташкенте, Шанхае последние 2-3 года только и обсуждают перспективы Афганистана после 2014 года. Всех волнует вопрос: как будет жить регион без американских солдат? Конечно, преобладают в основном негативные прогнозы. Большинство экспертов уверены, что после ухода войск в стране исчезнет сдерживающий фактор и начнется грызня, которая перерастет в очередную войну, и Афганистан снова превратится в мировое убежище всех радикалов, как это было при талибах. Безусловно, этот сценарий нельзя исключать. Сами афганцы говорят, что они смогут удержать ситуацию под контролем: якобы уже сегодня 90 процентов военных операций планируются и осуществляются местной армией. Но я бы все-таки хотел уточнить: американская армия из Афганистана уйдет, но военные останутся. Останется контингент от 20 до 30 тысяч человек, плюс у всех членов коалиции какое-то количество солдат тоже будет базироваться в Афганистане. Пока это объясняется необходимостью проведения локальных операций против отдельных группировок “Аль-Кайеды”. Кроме того, по-прежнему будут действовать в стране так называемые ЧВК - частные военные компании. Говоря проще, наемники. Самая известная компания - BlackWater. Но даже сокращение контингента не означает, что политическое влияние США уменьшится. Говоря образно, американцы если и уйдут, то недалеко и не полностью.
- Если афганцы активно скупают оружие, то как должны вести себя страны Центральной Азии в преддверии вывода войск из региона? Нас ведь стращают изо всех сил, что возрастет наркотрафик, полезут со всех
сторон экстремисты, увеличится число терактов…

- И у нас полным ходом идет подготовка к этому. Все последние учения, в том числе под эгидой ОДКБ, идут с привязкой к афганским сценариям. Кроме того, безусловно, произойдет активизация террористических групп, уже работающих в Центральной Азии. И к этому, конечно, тоже надо быть готовым. Кстати, говоря о наркоугрозе: объемы опиумных плантаций в Афганистане все эти годы не уменьшались, а только росли. С 83 тыс. гектаров в 2003 году до 209 тыс. га в 2013 году!
Но, говоря о напряженности в Центральной Азии, нужно понимать, что на нее влияет не только Афганистан. В первую очередь сказывается ухудшение отношений между странами региона. За примерами далеко ходить не надо - недавно на таджикско-киргизской границе уже стреляли друг по другу не только из автоматов, но теперь уже и из минометов. Обратите внимание, что число конфликтов между центральноазиатскими странами постоянно растет, никак не могут разрешиться территориальные споры, разборки за ресурсы. Одним словом, ситуация в регионе не самая лучшая. И это на руку тем, кто придет к нам из Афганистана, чтобы вербовать боевиков и готовить смертников. Я вообще считаю, что, когда в регионе нет консолидации, источником конфликта может послужить все, что угодно, а не только пресловутые талибы из Афганистана. Обратите внимание - страны Центральной Азии наращивают боевую мощь, активно закупают военную технику и оружие, готовясь к возможным последствиям вывода войск коалиции. Но в итоге это оружие используют друг против друга. Я беседовал на эту тему с одним из кандидатов в президенты Афганистана. И он сказал интересную вещь: действительно, прогнозы практически у всех негативные, все со страхом ждут вывода войск и боятся возврата к прошлому. Но в то же время, если просто ждать, что получится, то тогда действительно могут сбыться все эти мрачные прогнозы. А чтобы не допустить развития плохих сценариев, надо работать день за днем, развивать отношения, а не минировать границы. Между прочим, Казахстан - одна из немногих стран, кто оказывает реальную помощь Афганистану, и это не просто гуманитарные грузы, это еще и образовательные гранты для афганской молодежи по 12 специальностям. И это реальный вклад в будущее этой страны. Завтра граждане Афганистана найдут хорошую работу и не возьмут в руки оружие. И об этом надо думать сейчас, а не когда уйдут войска коалиции.

Ерлан Карин привез из Афганистана массу впечатлений и уникальных фотографий.


Михаил КОЗАЧКОВ, фото Ерлана КАРИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть