2547

О любителях виски, лоббистах водки и кумысных патриотах

Случайно услышал разговор знакомого сантехника с прорабом:
- Алексей Иванович, не соблаговолите захватить бур на двадцать?
- Шлямбуром пробьешь!
Пробел моего словарного запаса восполнился замечательными сведениями. Оказалось, что шлямбур - инструмент для пробивки отверстий, который применяют в отсутствие перфоратора и бура. Трубка из прочного металла с прочными же зубцами, по которой бьют кувалдой. Леша объяснил, что в старые советские времена перфоратор и бур были редкостью, потому повсеместно использовали шлямбур. Сегодня, в век индустриально-инновационного развития, шлямбур применяется редко - и исключительно как силовое решение проблемы.

Все в этом мире взаимосвязано, и случайностей не бывает, подумал я, оглядевшись вокруг. Вместе с авторитаризмом с его командно-административной системой ушел в небытие и грубый шлямбур, освободив дорогу аристократически утонченному, изящному и технологически совершенному буру. Что-то подобное произошло в нашей общественно-политической жизни. Четкие механизмы сдержек и противовесов, основанные на строгом разделении и независимости ветвей власти, научно обоснованная и законодательно закрепленная кадровая и иная политика, а не пресловутое телефонное право, подковерные битвы и иные пережитки советского прошлого сегодня на службе социального прогресса и всеобщей коммуникабельности.
В не столь уж давние времена о наиболее преуспевающих людях - как в бизнесе, так и в общественно-политической жизни - стали говорить: прет буром, что характеризовало человека как успешного и идущего в ногу со временем. Тогда, надо признать, это была лучшая характеристика. Однако сегодняшний Казахстан - это такая страна, в которой быть просто успешным уже не модно. Надо быть самым успешным. Прущих буром стало слишком много, и это обидно. Как останавливать нахалов? Исключительно шлямбуром. Именно такая ассоциация возникает, когда приходят новости о кадровых перестановках, принятых законах и подзаконных актах.
Уникальный человек здесь - Серик Абденов, которого не без помощи шлямбура назначили министром - шлямбуром же и сняли. И таким же путем отправили в отечественную нефтянку. Впрочем, в случае Абденова просматривается еще одна стратегическая вещь. Он оказался слишком добрым - хотел одним махом трудоустроить миллионы потенциально обездоленных и безработных предпенсионного возраста. А ведь прежде чем ощутить себя игроком высшей лиги, надо забыть асыки и внимательно слушать аксакалов. О чем они толкуют, попивая шай-май или арак-марак? На чем акцентируют внимание и в чем состоит их кругозор? Они говорят не о тех, кого трудоустроили, а о тех, кого уволили. В их исполненном глубокой мудрости представлении именно тот руководитель зрел, который с ходу изгнал человек пятьдесят из старой команды. И если у тебя в руках айпад, это еще не говорит о том, что ты успешно прешь буром и можешь играть взрослую партию. Ведь даже если ты ходишь с тремя айпадами и знаешь 20 языков, тебе все равно понадобится казахский и русский, если ты поскользнешься, ударишь молотком по пальцу или получишь известно куда шлямбуром - с самого высокого уровня. В общем, умей быть взрослым.
А если говорить об уникальных системных явлениях, то есть среди них одно - происходящее на наших глазах. Это суд по “хоргосскому делу”, где на скамье подсудимых и на скамейке запасных рекордное для нашей страны количество забуревших людей, за которыми стоит еще больше доныне прущих буром чиновников. Как вы думаете: что может спасти ситуацию и отправить за решетку тех, кто этого по всем показателям достоин? Действительно, только шлямбур - и при этом только тот, по которому бьет кувалдой самая что ни на есть верховная власть страны, поскольку в полиции, КНБ и прокуратуре, которые должны этим заниматься, берегут честных сотрудников, не допуская их до расследования резонансных коррупционных дел.
А почему? Потому что исполнительная власть занята реализацией многочисленных стратегических планов, а представительная настолько деликатна, что для приведения в соответствующую позицию “забуревших” представителей ведомств, в частности внешнеполитического, требуется исключительно железная воля самого спикера. Иначе - оголтелый лоббизм.
К примеру, когда анализируешь законодательство о национальной палате “Атамекен” или принятые, а затем отмененные президентом законы, регламентирующие дальнейший прогресс нашей пенсионной системы, невольно думаешь о шлямбуре, которым эти новшества пробивали в высшем законодательном органе страны.
Доподлинно известно, что депутаты парламента, по инициативе которых на каждой сигаретной пачке отныне печатаются изображения, вызывающие шок и трепет (а также небывалый рост отечественного производства портсигаров), решили пойти дальше: после парламентских каникул аналогичное решение будет принято и по алкоголю - благо нет проблем с наглядными пособиями, демонстрирующими вред от чрезмерного употребления горячительного. Очевидцы рассказывают, что каждый из законодателей на одном из совместных заседаний вдруг посмотрел налево, направо, вперед и обернулся назад. И все воспряли духом, поскольку искомые натуры нашлись прямо тут же - на политическом небосклоне. То есть за “наглядными пособиями” жестокого бодуна, длительного запоя, а то и белой горячки далеко ходить не надо...
Но тут же забили тревогу мировые производители зеленого змия, поскольку наша страна была и остается одним из самых перспективных рынков на планете - в результате исследований британской компании IWSR Казахстан попал в десятку самых пьющих стран мира. Они (то бишь производители) отныне намерены вести более гибкую политику, чтобы приблизить свои бренды и стандарты к уважаемым людям страны. Например, производители виски “Чивас Ригал” присматриваются к депутату Виктору РОГАЛЁВУ, “Джей Би” настроены на переговоры с сенатором Булатом ЖЫЛКЫШИЕВЫМ. И так практически с каждым, исключая лишь депутатов Даригу НАЗАРБАЕВУ и Алдана СМАЙЫЛА, которые намерены после каникул продолжить масштабную кампанию пропаганды повсеместного употребления кумыса, и в переговорах с ними даже виски “Белая лошадь” не имеет шансов. Хорошие позиции у производителей виски “Макаллан”, поскольку их рекламная кампания будет основана на самом убедительном аргументе: именно этот сорт предпочитает Маке алу.
Однако все эти планы могут расстроить российские коллеги по Таможенному и иным союзам, привыкшие действовать на вновь открывшемся экономическом пространстве исключительно шлямбуром. Виски может в любой момент оказаться идеологически вредным напитком, уступив столбовую дорогу старой доброй водке. И здесь не важно, что, согласно нашим источникам, депутаты обеих палат парламента, как и члены правительства, с недавних пор отказались от водок и коньяков в пользу виски, который, как они считают, быстрее усваивается и успешнее выводится из организма. Союзники должны быть союзниками во всем, и - если того потребует политическая повестка - все перейдут на водку (лишь некоторые - на кумыс). И не факт, что последние окажутся правы, поскольку шлямбур, как показывает новейшая история государства, иногда может быть применен с самой не-ожиданной стороны и направлен по самому неожиданному адресу.
Кстати, наши источники сообщили еще одну интерес­ную вещь.
Разъехавшись на каникулах по городам и весям, наши депутаты обнаружили, что во многих уголках родного Отечества появились билборды, а также произведения монументальной архитектуры (как то: придорожная мозаика и наскальная живопись с довольно странно выглядящей надписью “Казахстан-2050”). Много вопросов вызывает предпоследняя цифра. По словам законодателей, где-то такое они уже видели, и те, кто из них среднего возраста, вспомнили, что в начальных классах средней школы. Нашлись на местах такие умельцы, которые цифру “3” исправили на “5”, но зачастую криво. Что же получается? Поверхностное осмысление стратегии или полная уверенность в светлом будущем - как 2030 года, так и 2050-го? Скорее всего, актуален второй вариант. Поскольку каждый акимат на пропаганду новой стратегии выделил достойные этого документа средства, а те руководители местной власти, которые решили проблему механической коррекцией, как в школьном дневнике, просто недостойны называться государственными служащими. Цифры похожи, но разница-то велика! Двадцать лет, конечно, за очковтирательство сегодня никто не даст, как было в старые и для многих добрые времена - да и двух не дадут. Но есть одно “но”: если под пропаганду стратегии были выделены серьезные средства, то здесь уже действует законодательство о борьбе с коррупцией, по которому двадцатка - отнюдь не предел наших возможностей.
Впрочем, такого у нас в стране быть не может. Ведь акимы - главные пропагандисты и организаторы исполнения стратегии, а депутаты - их верные помощники. Поэтому, вероятнее всего, здесь виноваты исполнители - монтажники и высотники, многие из которых в школе не совсем пре-успевали и в дневниках исправляли тройки на пятерки. Поэтому, рассудили депутаты после теплых встреч с местными властями, шлямбур против акимов применять не стоит.


Игорь ГОЛЬЦОВ, рисунок Владимира Кадырбаева, Алматы

25.07.2013

Поделиться
Класснуть