Цель номер один
Недавний арест вице-министра образования и науки Саята ШАЯХМЕТОВА (кстати, освобожденного от должности постановлением правительства еще 8 мая), похоже, резко повысил уровень адреналина в крови некоторых наших яйцеголовых и образованцев. И дело тут вовсе не в личности господина Шаяхметова. Просто впервые за долгое время у оппонентов главы МОН Бахытжана ЖУМАГУЛОВА появился “железобетонный” повод потребовать его отставки. (Ну помните провозглашенный с самых высоких трибун тезис: проштрафится подчиненный - ответит руководитель?) Причем излишняя ретивость отдельных персонажей дает основания предполагать: для того и был “повязан” зам, чтобы слетел Сам.
Я далек от мысли, что господин Жумагулов - идеальный руководитель. Однако за годы своего пребывания на капитанском мостике МОН он совершил несколько маленьких революций, настроив против себя немало больших людей. Первый “кизяк”, который Бакытжан Турсынович подложил членам всевозможных ученых советов и горящим желанием “остепениться” чиновникам, - изменение системы присвоения ученых степеней. Ни для кого не секрет, что до недавних пор стать доктором или кандидатом наук помогала почти исключительно толщина кошелька соискателя. Дошло до того, что в любом акимате у нас ученый на ученом сидит и ученым погоняет... Впрочем, и теперь у желающих украсить свою подпись “третьим крестиком” - ученой степенью - есть выход: ехать на поклон в Бишкек или Ташкент. В соседних республиках, говорят, очень обрадовались новаторской идее казахстанского министра.
Второй момент, сыгравший против господина Жумагулова, - объявленная им война частным псевдовузам, штампующим дипломы направо и налево. Шарашкины конторы с громкими вывесками академий и университетов порой занимают 2-3 кабинета в зданиях бывших ПТУ, но при этом искренне считают себя высшими учебными заведениями, демонстрируя поразительную живучесть - ни одна проверка их не берет! Однажды министр так прямо и заявил в кулуарах правительства: “За каждым высшим учебным заведением стоит кто-то из Астаны, лоббирует интересы. Это есть среди депутатского корпуса, это есть в правительстве, это есть во всех центральных органах. Люди, которые лоббируют, чтобы эти вузы мы не сокращали”. Согласитесь, не у всякого на его месте хватило бы запала гасить подобные “очаги просвещения”. А этот - поди ж ты! - закрывает “агашкины шарашки” и останавливаться на уже достигнутом, похоже, не намерен.
И наконец, есть у недоброжелателей нынешнего министра еще один резон добиваться его ухода - деньги. При Жумагулове финансирование образования достигло рекордного уровня: государство ежегодно тратит на эту сферу 1,3 триллиона тенге. Понятно, что желающих порегулировать столь щедрые финансовые потоки хоть отбавляй. А некоторые такое нетерпение испытывают, что даже кушать не могут. Тот же ректор столичного Евразийского университета Ерлан СЫДЫКОВ (не столь давно прогремевший в научных кругах с достойным Нобеля предложением - провести референдум о пожизненном президентстве действующего главы государства) уже заявил журналистам: он-де готов сменить ректорский кабинет на министерский. Второй кандидат -любитель роскошных апартаментов Галимкаир МУТАНОВ (он же, если кто не знает, первый руководитель КазНУ имени аль-Фараби). Это именно для него крупнейший вуз страны приобрел элитное жилье в одном из самых дорогих районов Алматы почти за 100 миллионов тенге...
...Словом, должность замминистра становится одной из самых опасных. В самом деле, хочешь поразить в конкретном ведомстве “цель номер один” - накопай грешков у кого-нибудь из чиновников второго (а то и третьего) эшелона. Благо пионерской готовности “вязать” проклятых расхитителей госсобственности финполу всегда было не занимать.
Правда, главный госслужбист страны Алихан БАЙМЕНОВ уже заявил: глава МОН не обязан подавать в отставку из-за “проделок” его зама. Так что господину Сыдыкову и иже с ним жумагуловское кресло вряд ли обломится...
Михаил Козачков, Алматы