4812

Канат БЕРЕНТАЕВ: Зарезать курицу легче, чем её вырастить

Экономия бюджетных средств - один из главных трендов нынешнего года. После того как государство жестко и неумолимо срезало декретные выплаты “богатым” матерям, стало понятно: это только начало. Недаром глава государства в недавней беседе с министром экономики и бюджетного планирования поручил Ерболату ДОСАЕВУ рачительнее тратить деньги из казны. О рациональном использовании госсредств наш разговор с известным экономистом Канатом БЕРЕНТАЕВЫМ (на снимке).

- Канат Базарбаевич, почему, на ваш взгляд, плановой встрече президента с министром экономики уделяется столь пристальное внимание?
- Действительно, такие встречи с ключевыми казахстанскими министрами для президента страны являются рабочими, и прием главой государства министра экономики можно было бы отнести к таким рутинным процедурам. Однако есть ряд моментов (связанных с изменением структуры правительства, принятием новой стратегии “Казахстан-2050”), которые позволяют предполагать, что этот рядовой прием нужно рассматривать как знаковый - определяющий новое направление действия системы стратегического управления социально-экономическим развитием страны, изменения текущей социально-экономической политики.

- “Неэффективность использования госсредств” - об этом мы слышим далеко не впервые. Не кажется ли вам, что эта грозная формулировка превратилась в ни к чему не обязывающую фигуру речи?
- Готов с этим поспорить. Во-первых, из отчетов Счетного комитета следует, что бюджетные средства используются неэффективно, а то и попросту разворовываются. Практически ни одна из бюджетных программ, которые были приняты в нашей стране, не была реализована в полном объеме, то есть так и не были достигнуты намеченные цели. По самым скромным оценкам, откаты при заключении контрактов по закупке товаров и услуг составляют более 10 процентов от общего объема закупок. По материалам Счетного комитета уже возбуждены уголовные дела в ряде областей республики.
Второй момент: президент потребовал отказаться от строительства дорогостоящих объектов социальной инфраструктуры - школ, больниц и т.п., и сделать так, чтобы они были функциональными и дешевыми. За последние годы существенно возросли капитальные затраты на строительство школ и учреждений здравоохранения, а положение в этих отраслях не улучшается или улучшается не в той мере, которую можно было бы ожидать от роста инвестиций.
Дело в том, что львиная доля затрат на развитие образования и здравоохранения была направлена на строительство 20 элитных школ и Назарбаев Университета, национальных медицинских центров - в ущерб обычным объектам образования и здравоохранения. Разумеется, никто не отрицает необходимость и желательность строительства таких престижных объектов, которые показывают не только экономические возможности страны, но и уверенность в завтрашнем дне. Достаточно вспомнить, что строительство комплекса зданий МГУ началось во время Великой Отечественной войны.
Третий момент - следует отказаться и от престижных дорогостоящих проектов, которые не нужны для экономического развития страны. Инициаторы и лоббисты таких проектов напоминают героя романа Марка Твена “Позолоченный век” полковника Селвера, который был готов разработать и поддержать любой самый несбыточный проект, лишь бы довести его до выделения бюджетных ассигнований...
На мой взгляд, главное, что президент указал на необходимость рационального использования бюджетных средств, но не говорил прямо об уменьшении социальных расходов - в том числе социальных пособий и пенсий. Наши чиновники отличаются редкой исполнительностью и не задумываются о ближайших и тем более отдаленных последствиях принимаемых решений. Они забывают, что Казахстан - это социальное государство, и ни один закон, ни одно постановление правительства не должно приниматься, если оно ухудшает условия жизни той или иной социальной группы либо населения в целом, если для этого нет объективной необходимости.

- Однако последние события - то же “обрезание” декретных выплат - показали: исполнительная власть не собирается отказываться от соблазна “пощипать” социалку...
- Сократить социальные выплаты, в частности суммы декретных выплат, или повысить пенсионный возраст, или слить все НПФ в один государственный - все это сделать намного легче, чем заморозить реализацию какого-нибудь помпезного проекта, за которым скрываются частные интересы отдельных влиятельных фигур. Страшно другое: такие действия правительства ведут к росту протестных настроений, социальной напряженности намного быстрее, чем все потуги казахстанской оппозиции.
Интересный момент - правительство ищет пути сокращения социальных расходов вместо того, чтобы добиваться повышения доходности бюджета страны. Действительно, в стране за последние годы реальный бюджетный дефицит практически вдвое выше официальной цифры. Транс­ферты из Национального фонда не следует рассматривать как доходы бюджета, они источник покрытия бюджетного дефицита.

- Неужели нельзя пополнить источники бюджетных доходов без дополнительной нагрузки на население страны и предпринимателей?
- С моей точки зрения, это вполне реально. Нужно внести изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы для отмены возврата НДС при экспорте сырья и продуктов его неглубокой переработки. В рамках ЕЭП появляется возможность унифицировать экспортные пошлины на нефть, довести их до уровня российских (с 40 до 400 долларов за тонну), ввести налоги на роскошь или престижное потреб­ление. Можно еще принять целый ряд мер по повышению бюджетных доходов при условии, что бюджетный дефицит не будут сдерживать за счет снижения государственных расходов, а будут повышать доходную часть бюджета. Но это требует совершенно другой бюджетно-налоговой политики, которая не вписывается в модель открытой экономики, предписываемую неолиберальной теорией.

- Какое из министерств помимо ведомства Досаева должно отвечать за экономию бюджетных средств?
- Создание Министерства регионального развития вывело целый пласт экономики страны из-под ведения Министерства экономики. Сейчас в Казахстане, к сожалению, нет единого центра, отвечающего за развитие страны в целом, за координацию отраслевого и территориального аспектов этого развития.
Возможно, функцию такого центра возьмет на себя Агентство стратегического планирования, о создании (а точнее - воссоздании) которого заявил президент 23 января. С моей точки зрения, создание АСП будет свидетельствовать о дальнейшем усилении роли администрации президента при выработке стратегических решений социально-экономического развития Казахстана. Можно предположить, что с переходом Карима Масимова в АП роль экономического блока в администрации возросла, а появление Агентства стратегического планирования де-факто превратит Акорду в главный центр влияния на принятие всех решений по социально-экономической политике. Роль правительства сведется к оперативному управлению социально-экономическими процессами и “разруливанию” текущих проблем.

- Вернемся к тому, с чего начали наш разговор. Что же, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы максимально смягчить социальные последствия тотальной экономии госсредств?
- Как уже отмечалось выше, экономия государственных расходов означает их эффективное использование, предотвращение нецелевого использования бюджетных средств, их расхищения. В этой связи сокращение государственных расходов - это крайняя мера, которая применятся в кризисной ситуации. Важным направлением должен стать и поиск повышения бюджетных доходов, чтобы полностью финансировать государственные расходы. Если же их экономию рассматривать только с позиции сокращения расходов, то это равносильно признанию, что социально-экономическая политика в Казахстане потерпела полный крах и требуется коренной пересмотр принятого ранее курса.

Игорь ХЕН, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: hen@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА

Поделиться
Класснуть