Вышли в серию
В деле отупления зрителей казахстанское кино и сериалы начали работать на опережение. И это большая проблема
“В мегаполисе героиню ждут трудности и испытания, но судьба благосклонна к доброй и отзывчивой девушке. Воспитанная с высокими моральными принципами Айжан сможет противостоять городской жестокости и найти свое счастье”.
“В налаженный быт обычной казахской семьи врываются перемены в лице приехавшей из аула дочери старинного друга отца семейства. Трое сыновей, у каждого из которых есть свое дело, а у некоторых даже семьи, поначалу воспринимают девушку из аула скептически. Но потом старший начинает опекать аульчанку, средний влюбляется в нее, а младший пытается выжить из дома...”
“Пожилой мужчина, который повидал в жизни многое, вновь влюбляется. Сердце аксакала украла пенсионерка из столицы. Зрителям расскажут необычную историю любви, на фоне которой показано противостояние мегаполиса и села, старых обычаев и традиций с современным образом жизни”.
Если читать приведенные выше отрывки подряд, то может сложиться впечатление, что это сюжетные линии одного и того же сериала. Впечатление неверное с точки зрения фактов, зато правильное по сути. Между тем это три синопсиса разных казахстанских сериалов, которые вполне могли бы быть одним целым. Потому что все отечественные многосерийные телевизионные фильмы, как говорится, на одно лицо, и если читать сценарии разных сериалов подряд (у автора статьи была такая возможность), то все время будет казаться, что погружаешься в одну и ту же нескончаемую историю, в которой обязательно есть оппозиция город - село, тема сохранения традиций, умные и проворные невестки, слегка ершистые свекрови, мудрые аксакалы и так далее.
Девушка, если молода и пригожа, должна быть бедна. Бедна, естественно, в экономическом смысле. Душой она как раз богата, потому как ей предстоит противостоять соблазнам развращенного города. У девицы этой обязательно два ухажера - один такой же бедный, но благородный парень, другой - богатый повеса и по совместительству моральный урод. Однако богатей тоже может быть порядочным, что обычно проходит как неожиданный, сбивающий с ног сюжетный поворот. Героиня в ходе развития непредсказуемой истории в любом случае выбирает богатого, и тут в дело вступает его мать.
Мать богача - властная стерва, желательно несколько позабывшая казахский язык и традиции. Если же эта женщина традиции помнит и не забыла язык, то она автоматически переходит в разряд положительных персонажей. Еще обязателен пожилой представитель старшего поколения, источающий мудрость, а также его жена, непрерывно “источающая” баурсаки. Вообще, чем старше в кадре персонаж, тем он должен быть мудрее.
Особую проблему для казахстанских сериалов представляет антагонист. Ему нужно быть достаточно злобным и опасным, но при этом не перейти черту, за что создатели продукта могут получить нагоняй от курирующего министерства. Обычно это бесчестный бизнесмен, который занимается незаконной деятельностью, и, возможно, - в особо тяжелых случаях неслыханной дерзости сценаристов, подкупает госорганы. Главное - не уточнять, какие именно.
“Откуда этот продажный сенатор?” - спрашивает собеседника герой Марка Уолберга в американском фильме “Стрелок”. “Из Массачусетса”, - отвечает его визави. А попробуйте написать в казахстанском сериале, что продажный чиновник конкретно из Восточно-Казахстанской области (к примеру). Завтра же после эфира у директора телеканала начнет нежно вибрировать смартфон, а продюсер сериала никогда больше не получит заказа - не только щедрого, но и вообще никакого.
Почему все происходит именно так? Во-первых, потому что Министерство информации и коммуникаций спускает на телеканалы ежесезонный тематический план. Там расписано, какие темы следует окучивать в этом году, на что делать упор. Это может быть, например, повышение статуса педагогов или разъяснение важности труда работников социальной сферы. Министерство при этом хочет, чтобы сюжеты были достаточно карамельными - у чиновников в нашей стране другой функции и нет. Соответственно, бедная, но порядочная девушка в гипотетическом сюжете становится либо учителем в школе, либо медсестрой. Все остальное идет по накатанной.
Во-вторых, телеканалы стараются лишний раз не лезть на рожон. Какой-нибудь смелый сериал, выйдя в эфир, может побить все рейтинги, но если он не придется ко двору, то будет снят с эфира, да и само руководство телеканала может повторить его судьбу.
В-третьих - и, возможно, в главных - существующая ситуация устраивает подавляющее большинство потребителей казахстанских сериалов. Им нравится, когда в кадре келинки проворны и покорны; когда бедные, но честные сельские учительницы добиваются всего сами (чего практически никогда не бывает); когда все старики мудры, а все женщины добродетельны.
Возможно, так зрители получают то, чего не видят в жизни. А может быть, им просто не оставляют выбора. Все новое приходит в этот мир с сопротивлением. А для того чтобы оказывать это сопротивление, нужно быть личностью. Появятся у нас личности, и в эфире казахстанских телеканалов можно будет увидеть сериалы про глупых, безнравственных стариков; про девушек, вынужденных заниматься проституцией из-за нужды; про учителей, которые призывают “убивать китайцев”, и так далее. Все это смотреть будет неприятно. Но поучительно. Все полезные пилюли, как правило, горькие, а без болезненных ощущений невозможно рождение гражданского общества. А карамельки... Их приятно пососать -
и только...
Кто-то может сказать, что сейчас идет унавоживание почвы, что яркие цветы шедевров появляются только тогда, когда уже достаточно навоза.
Соглашусь. Навоз нужен для того, чтобы появлялись цветы. Но если навоза все больше, а цветы так и не появились?.. Кажется, у нас проблемы.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы