2925

Переводный грех

Заметки с XIV международного кинофестиваля “Евразия”

В этом году фестиваль приурочили к Дню столицы, и поэтому форум открылся как никогда рано - 1 июля. Как обычно, до торжественной церемонии открытия уже началась рабочая часть: кинорынок, пресс-конференции и так далее. Все внимание по традиции было приковано к заезжим звездам. На этот раз ими оказались сербский режиссер Эмир КУСТУРИЦА и французский актер Венсан КАССЕЛЬ.

С Касселем получилось неудобно: на пресс-конференции журналисты несколько раз спросили его о том, отчего у них не сложилось с Моникой Беллуччи. Вершиной киноманства стал вопрос о том, что нужно сделать мужчине, чтобы завоевать сердце такой прекрасной женщины. Кассель все эти вопросы стойко игнорировал. Наверное, думал, что его позвали на кинофестиваль как актера, а не как бывшую половинку прекрасной итальянки.
Хорошо хоть, что его никто не назвал “мистер Беллуччи”...

***

Судя по всему, перенос “Евразии” в столицу сказался на фестивале так же, как пересадка плодовых деревьев с родных просторов в другую климатическую зону. С виду все то же самое, а вкус совсем другой. Торжественная церемония открытия, например, получилась одно­временно и пышной, и - очень по-столичному - официозной. Даже очередное, уже непонятно какое по счету награждение Асанали АШИМОВА призом за вклад в кинематограф прошло с участием четырех декламирующих актеров и напоминало не то школьную линейку, не то партийное собрание.
Нотку тепла внесла взволнованная Самал ЕСЛЯМОВА, получившая специальный приз из рук Венсана Касселя. Ну и Эмир Кустурица, выступивший на церемонии с целым концертом своей группы No Smoking Orchestra.
- Fuck you, MTV! - кричал традиционно склонный к эпатажу Эмир на весь концертный зал.
- Fuck you, MTV! - вторила ему публика.
Казахстан - страна свободная: здесь можно посылать MTV в самом центре столицы, и тебе за это ничего не будет.

***

- Извините, это какое место? У вас есть билет? I am asking you is it seat number 43 or not? - спрашивала пожилая женщина у сидевшей рядом со мной на церемонии открытия местной жительницы без билета.
- Не деп тұр мынау љзі? Не керек оѓан? - откликалась безбилетница.
Так в реальной жизни воплощалась концепция трехъязычия на территории концертного зала с символическим названием “Казахстан”.
Коммуникативные проблемы не обошли стороной и рабочую часть фестиваля. Отдавая, видимо, дань традиции (такое уже случалось на фестивале экшн-фильмов ASTANA Тимура БЕКМАМБЕТОВА), переводчик на одной из пресс-конференций переложил словосочетание director of photography (оператор-постановщик) на русский как “директор по фотографиям”. Это была не единственная ошибка. Но тут уж журналисты не выдержали - грянул небольшой скандал. Все-таки на кинофестивалях должны работать интерпретеры (interpreter - “переводчик”, англ.), владеющие киношной терминологией.

***

Организаторы фестиваля предложили мне модерировать на фестивале секцию Filmarket.
Filmarket, или кинорынок, - это бизнес-площадка, на которой в тени декораций красных дорожек и фото с селебрити
обычно все важное и происходит. Понятно, что до гигантских по объемам и значению рынков западных кинофестивалей “Евразии” еще далеко, но это не мешало представителям разных стран с энтузиазмом презентовать свои компании и проекты.
После презентаций Монголии, Кыргызстана и Якутии я почувствовал, как наша национальная суперуникальность уносится вдаль на крыльях астанинского ветра. В слайды и видео гостей можно было спокойно ставить казахские имена и лозунги - и ничего бы не поменялось. Те же самые летящие беркуты, степи, скот, национальные священные традиции, уникальные ландшафты, древняя культура... ну и так далее. Оказывается, то, чем мы гордимся, есть и у наших соседей - только дешевле. Дешевле в смысле стоимости производства картин. А если нет разницы, зачем платить больше?
Между прочим, именно этим самым вопросом задались уже и наши кинопродюсеры. Говорят, они начали нанимать команды из соседнего Кыргызстана, которые будут снимать кино в Казахстане и про казахстанцев.
Такое в истории уже было - несколько классических картин “Казахфильма” в
70-80-х годах сняли именно киргизские режиссеры. Правда, тогда причиной были вовсе не деньги. Но все течет, все меняется...

***

Власти постсоветских стран тоже думают одинаково. Представители Украины и Армении заявили, что у них открываются программы рефандов и рибейтов (частичное возвращение средств кинопроизводителям, потратившим деньги на территории страны). На Украине возврат составляет 15 процентов от суммы расходов, в Армении - 20 процентов, причем без отсрочки.
Надо напомнить, что вопросы налоговых послаблений и бонусов для кинопроизводителей очень давно обсуждаются и в нашей стране. И вроде бы закон “О кино”, в котором в том числе затронуты эти вопросы, почти принят. Но соседние страны, как оказалось, опережают нас - пусть и на полшага.

***

Несмотря на все нестыковки и странности, очевидно, что “Евразия” - вполне себе рабочий фестиваль. Это отметили и гости: представитель компании “Фест­агент”, к примеру, сказала, что фестиваль небольшой, но значительный для региона.
Возможно, в этой формулировке кроется универсальная формула счастья для нашей страны. Мы не великие и не главные в мире. Мы небольшие, но значительные. Для региона.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Астана

Поделиться
Класснуть