Герои нашего племени
Всю прошлую неделю казахстанцы бурно обсуждали Геннадия ГОЛОВКИНА и его бой с Дэниелом ДЖЕЙКОБСОМ. До этого самой обсуждаемой фигурой был певец Димаш КУДАЙБЕРГЕНОВ, выступающий в китайском конкурсе I am singer. Оба не просто популярные личности - им выпала огромная честь представлять нашу страну в мире. Ну или ноша.
Лет десять назад наиболее репрезентативной для нашей страны фамилией (после Назарбаева) была фамилия Винокурова - он стал достаточно популярен в мире для того, чтобы наряду с банальным рядом ассоциаций “Арал, Байконур” можно было произносить Vino. Под гонщика сделали команду Astana Pro Team, и, казалось, с имиджевой иконотекой страны все стало понятно. Эпизод с велосипедистами в брендированной форме даже вставили в туристическо-культурологический альманах “Голос степи”, где-то между “Гранд-опера” и одомашниванием лошади.
Но время летит, требует новых героев. Astana Team незаметно ушла из фокуса публичного внимания, зато в него вошел Геннадий Головкин. Теперь уже GGG рекламирует на весь мир страну и EXPO-2017, за него все болеют, и на него возлагают свои надежды. И тут важно понять: надежды на что?
Всякий раз, когда появляется какая-нибудь новая звезда, будь то волейболистка Сабина АЛТЫНБЕКОВА, фигурист Денис ТЕН или певец Димаш Кудайбергенов, вокруг них тут же формулируется миф, обязательной частью которого становится казахстанское происхождение героев. Которое по легенде и стало залогом их успеха. В комментариях к клипам мегапопулярного во всем русскоязычном пространстве рэпера СКРИПТОНИТА через один пишут о том, что он вообще-то казах и следует не забывать об этом. Лозунги вроде “Гена (Головкин. - Т. Б.) - настоящий казах!” уже вообще стали трюизмами. Причем непонятно, перестанет ли быть Головкин “настоящим казахом” после первого своего поражения или нет, равно как до конца неясно, как влияет местное происхождение на музыку Скриптонита. Если Головкина еще можно назвать воспитанником казахстанской школы бокса, то словосочетания “казахстанская традиция рэпа” или “алматинская школа фигурного катания” даже звучат неестественно. Наши герои, как правило, появляются не благодаря, а вопреки. Произрастают назло обстоятельствам.
Хотя, возможно, именно это и делает их фигуры еще более героическими.
Вырваться из полукриминального Майкудука, стать всемирно известными спортсменами, дорасти до “Медисон-сквер-гарден”, жать руки Дональду ТРАМПУ и Майку ТАЙСОНУ - головокружительная, по-настоящему кинематографичная карьера. А чем не success story у Адиля ЖАЛЕЛОВА, записывавшего первые композиции на кустарной аппаратуре в Павлодаре и получившего контракт с крупным российским лейблом? Это действительно титанический путь, достойный настоящих героев.
Жаль, не у всех складывается так радужно. Танцовщик Дастан ЧИНЫБАЕВ, которому прочили славу второго Рудольфа НУРИЕВА, скончался в Германии в возрасте 21 года. По одной версии - из-за болезни, по другой - от переработки: Дастан поехал за границу, чтобы заработать на квартиру, так как жил с мамой в убогом общежитии. Сложись все иначе - и про Чиныбаева сейчас бы все писали, что не стоит забывать о казахстанском происхождении звезды мирового балета.
А он, наверное, благодарил бы казахстанцев за поддержку и передавал привет родной стране. И всем бы казалось, что у нас с балетом так же хорошо, как с боксом, волейболом, музыкой и нанотехнологиями - не могут же такие дарования появляться на ровном месте.
Но все сложилось так, как сложилось: мы видим единицы из тех, кто пробился. И ничего не знаем об остальных, которые не смогли.
При этом на состоявшихся героев ложится мощный груз каких-то моральных обязательств, и вся страна пристально следит за тем, что они говорят, как выглядят и какой рукой надели чапан. Потому что те должны достойно представлять свою страну и народ, сиречь смотреть кротко, хвалить родные места и говорить о величии государства и нации. Быть достойными. Они, в общем, этим и занимаются - этический консенсус не обговаривается публично, но по всем признакам достигнут.
Не потому ли Геннадий Головкин, очень комплиментарно отзывающийся о своей родине, еще ни разу не откликнулся на многочисленные призывы открыть в Караганде спортивную базу для подготовки молодых спортсменов и детей, в то время как его коллега по рингу филиппинская легенда Мэнни ПАКЬЯО тратит личные деньги на строительство больниц в родной стране, учреждает стипендии и активно участвует в общественно-политической жизни страны. Наверняка и другие наши герои - уже появившиеся и герои будущего - станут придерживаться такой же тактики.
И это справедливо: мы им ничего не дали, они нам ничего не должны.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы