Приём внутрь
С тех пор как произошла девальвация, словосочетание “внутренний туризм” уже не кажется диким и очень отвлеченным от жизни. Если судить по соцсетям, в этом году масса представителей среднего класса проявила патриотизм и сделала выбор в пользу отдыха на родине. Предполагается, что местная туристическая отрасль в целом совершит квантовый прыжок - что-то ведь должно это сделать, а на нефть уже надежды нет.
Казахстан славится разнообразием климатических и геоландшафтных зон. Здесь можно купаться в соленом море, а через несколько часов покорять горные вершины. Или спускаться в каньон и тут же очутиться в пустыне.
Так пишут в рекламных путеводителях и буклетах уже 25 лет. И это правда, но, как водится в рекламном деле, далеко не вся.
Несколько лет назад в окрестностях Алматы американская компания снимала очень дорогой исторический сериал. Польстились гости на ту самую нетронутую и шикарную природу. Натура не подвела, а вот в инфраструктуру визитерам пришлось вкладываться изрядно: они, например, за свой счет поменяли сантехнику в местной гостинице. Но больше всего нашу публику удивил технический специалист, заставлявший вывозить биоконтейнеры с продуктами жизнедеятельности многочисленной съемочной группы в Алматы и сдавать их там по актам приема-передачи. Поначалу фекалии выливали, немного удалившись в степь, а когда об этом узнал тот самый спец, случился скандал с описанными последствиями.
То есть иностранец заботился об экологии Казахстана. А нашим в целом было нас..ть.
Конкретный случай может быть спокойно расширен до метафоры. В нем отчетливо видны ответы на все “проклятые вопросы” казахстанской туристической действительности. Почему дорога на “жемчужину Алаколь” все еще в ужасном состоянии? Отчего отзывы в Интернете по большинству тамошних баз пестрят нелестными эпитетами насчет отвратительного сервиса и никудышного питания? С чего на любом более-менее обустроенном туристическом пункте обязательно космические цены на все - от воды до аренды экипировки? Кто выдумал, что фотографировать запрещено везде, включая национальные парки и музеи? И наконец, почему не слышно про концепцию развития туристической отрасли, принятую постановлением правительства в 2014 году?
Да потому, что на всех иностранцев не напасешься. А хотелось бы.
Как их зазывать? Одних пейзажей для создания туристически привлекательного региона мало, нужно создавать инфраструктуру и, в глобальном смысле, образ доброжелательной к путешественникам страны. Нет никакого толку от хороших дорог, если на них каждый километр стоят полицейские-мздоимцы. И в шикарный отель с хамовитым персоналом никто не поедет. Поэтому для реформы туристической индустрии в первую очередь нужен многочисленный корпус специалистов с глубоким повсеместным территориальным проникновением. И самое замечательное, что он уже существует.
Это сотрудники МВД.
Штатная численность министерства свыше 150 тысяч человек. Полицейские вездесущи и знают все самые укромные (даже чересчур укромные) уголки нашей страны. Они способны обеспечить сопровождение туристов, их безопасность и наладить коммуникации между туристами и местным населением. Что, собственно, и делает полиция в любой развитой стране. Если вы заблудитесь в Европе или США, то первой мыслью у вас будет спросить совета у человека в форме, и он в большинстве случаев сможет помочь.
Нашу полицию боятся не только сами казахстанцы, но и приезжие. Заграничные сайты отзывов о поездках в Казахстан в большинстве случаев советуют держаться от полиции подальше и ни в коем случае не вступать с ней в контакт. Даже бюро по консульским вопросам США у себя на сайте в разделе правил поведения в Казахстане разместило вот такой текст: “Имеет место преследование и вымогательства со стороны самозванцев, настоящих сотрудников правоохранительных органов и других должностных лиц. Никогда и никому добровольно не отдавайте свой бумажник. Если на вас осуществляется давление со стороны сотрудника полиции, скажите чиновнику, что вы сообщите об этом в посольство США, генеральное консульство и службу безопасности. Постарайтесь узнать номер жетона полицейского, его имя и запомните время и место инцидента”.
Очевидно, что нужно менять отношение людей к сотрудникам органов внутренних дел, а это невозможно без реформы самого МВД. Апеллировать к опыту Грузии уже стало плохим тоном, но тем не менее очевидно, что там смогли коренным образом переломить ситуацию и сделать из полиции едва ли не фронт-офис всей туристической индустрии. Ни один туристский отзыв с родины Мимино не обходится без комплиментов в адрес полиции. Тогда как почти все отклики об опыте путешествий по нашей стране содержат нелестные эпитеты в адрес местных стражей порядка.
В условиях, когда мы не способны обеспечить качественное дорожное покрытие, беспрепятственный доступ к красотам природы, приемлемые цены в отелях и нормальный сервис, простое человеческое радушие и желание помочь - единственный ресурс, способный как-то повысить привлекательность страны для туризма. А полиция - единственный уже укомплектованный и рассредоточенный контингент, который потенциально может увеличить емкость внутреннего рынка туризма в разы. Разгон всего штата МВД и набор нового, как в Грузии, конечно, из области фантастики, но модернизировать человеческий ресурс в полиции необходимость.
Ну если, конечно, государство заинтересовано в повышении туристической привлекательности страны. И в том, чтобы сотрудники полиции, являющиеся лицом государства, сделали это лицо немного приятнее.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы