1499

Кино в законе

На минувшей неделе в Алматы состоялось обсуждение, можно сказать, эпохальной концепции развития кинематографа до 2050 года. Какое кино нам покажут в ближайшие десятилетия?

“Круглый стол” по развитию кино наступил внезапно, как любовь: 13 июля Министерство культуры и спорта распространило пресс-релиз о том, что обсуждение концепции пройдет 15 июля, и тогда же, 13-го, обсуждение преждевременно началось. Как следствие -
многие кинематографисты не попали на заседание, а журналисты узнали о собрании постфактум.
Несмотря на ошеломляющую стремительность, надо признать, что МКС пошло на беспрецедентный шаг, решившись провести широкое обсуждение концепции с представителями индустрии и профессионалами рынка. Все имели возможность высказать свое мнение по положениям, затрагиваемым документом. А кто по тем или иным причинам не смог этого сделать, получил возможность изучить проекты и отправить свои пожелания по электронной почте. Министерство обещает, что здравые мнения учтет и включит в проект.
Итак, о чем вообще речь?
Концепция хронологически делится на четыре этапа. Первый, с 2016 по 2020 год, подразумевает принятие закона “О кинематографии”, создание Госфильмофонда, Фонда кино, специальной экономической зоны и в целом ориентирован на индустриальную подготовку платформы для грядущей модернизации киноотрасли и увеличение количества выпускаемых фильмов местного производства.
Второй период, с 2021 по 2025 год, будет посвящен качественному росту казахстанского кинематографа. Под этим в концепции понимается “окупаемость киностудии “Казах­фильм” по оказываемым услугам, существенное увеличение внебюджетного финансирования казахстанского кинопроизводства и проката, полная реконструкция и модернизация кинозалов в малых городах и сельских населенных пунктах, развитие туризма”.
Третий этап (2026 - 2030 гг.), пожалуй, самый амбициозный и трудновыполнимый, поскольку ставит целью значительное расширение мирового проката казахстанских фильмов, а также их системную окупаемость на внутреннем рынке. Не обошлось тут и без государственной патетики: пункт предполагает, что наша страна сможет “к 2030 году войти в 30 стран мира по уровню развития национального кино”.
Наконец, на четвертом, самом затяжном, этапе (2031 - 2050 гг.) “предполагается обеспечить устойчивое поступательное развитие кинематографии, ежегодный выпуск в прокат игровых и анимационных фильмов высокого качества и получающих признание широкой зрительской аудитории, а также фильмов, которые будут выходить в мировой прокат и получать высокие награды на кинофестивалях мирового уровня”. В общем, четвертый пункт как самый удаленный от нас сформулирован с применением типичной лексики о светлом будущем, которое непременно настанет.
И мы не будем заострять на нем внимание - оно все равно наступит календарно, а что будет внутри, нам не дано предугадать.
Наиболее интересны первые два этапа, особенно в части законодательного регулирования киноотрасли. Разговоры о необходимости принятия специального закона о кино ходят уже почти двадцать лет, в разные периоды законопроект так или иначе лоббировался заинтересованными группами. А закона как не было, так и нет. Наибольшее достижение в плане продвижения нормативно-правовой базы в области кино - принятие в 2006 году поправок в закон “О культуре”. Самой известной тогда стала новая норма об обязательном дублировании всех ввозимых для проката фильмов на казахский язык. К слову, это правило нарушается повсеместно, поскольку у рынка нет физической возможности обеспечить его выполнение. Дублирование - очень дорогое удовольствие, и дистрибуторам дешевле ничего не ввозить, чем все озвучивать. Формально всех прокатчиков можно привлекать к ответственности, но никто этого не делает, поскольку все осознают, что статья закона написана для соблюдения формальности.
Но тем не менее, кажется, именно сейчас индустрия как никогда близка к принятию закона и как никогда ранее способна заинтересовать в этом правительство. Причина на поверхности: экономика. В сытые годы никого не интересовало, нужно регулировать кинематографию или нет, поскольку рост индустрии (как и всего остального) обеспечивался банальным вливанием в нее денег. Сейчас ситуация поменялась, государство заинтересовано в оптимизации бюджетной дисциплины и в целом в разогреве внутреннего рынка с целью генерации больших поступлений в казну. А кинематография - это та курочка, которая при должном уходе способна нести золотые яйца.
Кинотеатральная сеть - одно из самых проблемных мест отечественной киноиндустрии. По всему Казахстану насчитывается всего 96 кинотеатров с 247 кинозалами. Для реальной окупаемости даже малобюджетных фильмов при такой емкости рынка нужен либо многократный просмотр одним и тем же зрителем одного и того же фильма, либо удлиненный срок проката. Дистрибуторы и кинотеатры пролонгируют прокат в случае с кассовыми феноменами вроде “Келинки Сабины”, но это исключения, которые не способны создать системную практику. Ну или казахстанские кинематографисты должны производить исключительно рекорд­сменов бокс-офиса, причем каждый месяц, из года в год.
Есть и другой метод, очень хорошо обкатанный в СССР и частично перенятый, например, Южной Кореей. Это жесткое квотирование ввозимых иностранных фильмов. В условиях искусственно созданного дефицита зрелищ рекордсменами проката становились отечественные фильмы среднего пошиба. Другой вопрос, что такая практика была распространена до появления Интернета и сейчас почти лишена реального смысла. В Китае, ограничивающем ввоз иностранного кино на уровне 36 фильмов в год, собираются партийные заседания, на которых основной темой для обсуждения становится тлетворное влияние корейских сериалов на местную молодежь. Количество просмотров этих сериалов переваливает в Поднебесной за миллиард. Гангам стайл!
Поэтому строки в концепции о модернизации кинотеатральной сети в стране - правильная вещь. Хотя пока и непонятно, каким именно образом государство собирается в этом участвовать. Но будет интересно, если регио­нальные кинотеатры, позже переделанные где в мечети, а где в склады, снова поменяют свое “целевое назначение”.
По большому счету, если все пойдет по намеченному плану, в стране может начаться все тот же киноотраслевой бум, как в 20-30-е годы прошлого столетия, только на новом технологическом уровне.
Осталось понять, так ли все красиво получится в жизни, как это выглядит на бумаге.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть