3218

Балл-маскарад

Казахстанская система образования вообще и среднего в частности -перманентный полигон для обкатки новаторских идей чиновников:от двенадцатилетки до трехъязычия. У школьников вечные перемены - а когда начнутся уроки?

Недавно назначенный министр образования Ерлан САГАДИЕВ заявил, что в ближайшие годы реформа школьной системы будет направлена на устранение разницы в уровне обу­чения между русскими и казахскими школами, а впоследствии, с 2018 года, в школах начнет планомерно вводиться английский язык. Успешная реализация планов, по словам Сагадиева, состоится благодаря тому, что для учреждений образования будут вести онлайн-курсы специально подготовленные профессионалы из Назарбаев Интеллектуальных школ, а две с половиной тысячи школ подключат к широкополосному Интернету.
Вице-премьер Дарига НАЗАРБАЕВА в свою очередь тоже заострила внимание на проблеме школьного образования и высказала мнение, что школьникам нужно сократить летние каникулы на месяц. Как оказалось, именно в летние месяцы резко вырастает количество детских преступлений - детям нечем заняться. Более эффективным способом борьбы с детскими правонарушениями был бы полный запрет или лета, или детей - но, видимо, пока страна не готова к таким передовым шагам.
Регулярные и непрекращающиеся выступ­ления чиновников с инициативами модернизации школьной системы - явный признак того, что в системе не все гладко, хотя официально это не принято признавать. Год от года средний балл ЕНТ растет - в 2015 году он составил 79,4 балла, что на два с половиной процента выше, чем в 2014-м (76,9). Поскольку ЕНТ считается индикатором состоятельности и прогресса системы образования, постольку вроде бы поводов для беспокойства нет. Однако правительство не перестает беспокоиться.
Почему?
Потому что с 2009 года Казахстан участвует в Международном исследовании достижений школьников (PISA), проводимом Организацией экономического сотрудничества и развития. Тестирование осуществляется среди учащихся 15 лет и направлено на определение уровня функциональной грамотности школьников. Функциональная грамотность - это, если обобщить, способность учеников к системному применению полученных в школе знаний в реальной жизни. В отличие от ЕНТ, апеллирующего к сухому, абстрагированному знанию, PISA позволяет выявлять уровень интеллектуальной активности вообще. И, соответственно, уровень образования в исследуемой области. Замеры проводятся по математике, естествознанию и грамотности чтения, задания ранжируются по уровням от 1 до 6.
В 2012 году в исследовании приняли участие 65 стран и 510 тысяч учащихся. От Казахстана выступало 218 организаций образования, 5808 школьников, из которых 3373 из казахских школ, 2435 - из русских. В результате по естественно-научной грамотности наши ребята заняли 58-е место, по грамотности чтения - 60-е, по математике - 49-е. В конце списка, рядом с Албанией. Но чтобы понять, насколько все плохо, нужно учесть вес каждого балла в программе. 40 баллов разницы по методике PISA примерно равны одному году обучения. Теперь сравните: средний балл лидеров рейтинга, шанхайских учеников, по чтению равен 580, казахстанских - 393. Разница - 187 баллов, почти пять лет обучения! Примерно такая же ситуация с естествознанием (580 против 425 баллов) и математикой (613 и 432 балла). Это значит, что уровень образованности 15-летних казахстанских школьников сопоставим с уровнем 10-летних шанхайцев.
Россия в рейтинге тоже не блещет, но средний балл по итогам исследования у нее составляет 475 против 393 у нас, что адекватно двухгодичной разнице в обучении. Это как если бы казахстанский девятиклассник два раза остался на второй год в российской школе.
Не радуют и другие показатели. До заданий 5-6-го уровня добрались только 0,2 процента всех наших участников теста. А около 43 процентов тестируемых не могут прочитать и понять элементарный текст уровня “Расскажите, о чем повествует приведенный ниже текст”. То есть, по сути, страдают дислексией.
Чтобы проверить тест на деле, автор этих строк ознакомился с ним на сайте ОЭСР - для всех интересующихся там есть раздел пробного тестирования на английском языке. Задание первого уровня выглядит так: “Представьте, что вы в магазине и вам предлагают один подарочный сертификат на 10 фунтов стерлингов БЕСПЛАТНО. Либо сертификат на 20 фунтов стерлингов за 7 фунтов стерлингов. Что вы выберете? Большинство выберет бесплатный вариант, хотя экономически более выгоден второй - вам так же бесплатно достается целых 13 фунтов стерлингов вместо 10. Однако слово “БЕСПЛАТНО” действует на нас магически и буквально уничтожает рациональность.
Теперь другой пример. Сертификат на 20 фунтов стерлингов за 8 фунтов стерлингов и 10-фунтовый за 1 фунт стерлингов. Что вы выберете? Вы начнете считать и выясните, что лучше. А в первом случае вы поддаетесь соблазну слова “БЕСПЛАТНЫЙ”.
Учитывая вышеизложенное, как влияет слово “БЕСПЛАТНЫЙ” в торговле на нашу способность принимать решения?”
Предлагаются варианты ответов: “Это не позволяет нам принимать решения”, “Это замедляет процесс принятия решения”, “Это заставляет нас больше думать над решением”, “Это делает наши решения менее вдумчивыми”.
Так вот, едва ли не половина подростков Казахстана не может правильно выбрать вариант ответа (на всякий случай - верный ответ под номером 4).
Помогут ли преодолеть такой образовательный коллапс инициативы Сагадиева и мудрые предложения Назарбаевой? Возможно, через несколько лет властные меморандумы просто некому будет читать, и если сейчас органы на местах занимаются донесением до населения тезисов Послания президента, то в будущем объяснять придется все подряд. Если будет кому.
Впрочем, есть и светлые пятна на этом мрачном фоне. В одном из подразделов исследования я нашел любопытные результаты соцопросов, касающихся удовлетворенности учащихся качеством обучения и вообще школой. Если для развитых стран уровень критичного отношения к уровню предоставляемых школой услуг находится в районе 60-70 процентов, то свыше 90 процентов казахстанских школьников положительно ответили на все вопросы вроде “Вам нравятся учителя и методики?” и “Вы считаете свою школу идеальной?”.
Наверное, это и есть главная победа казахстанской системы образования.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть