10157

Литературное издание “Қазақ əдебиеті” выпустило обзорную статью-исследование на тему богатства казахов. Как оказалось, казахи гораз­до богаче многих других, но не материально, а духовно. Правда, не здесь и не сейчас.
Материал представляет из себя опрос нескольких специалистов в разных областях, каждый из которых рассуждает о значении термина “богатство” в разрезе жизни казахского народа. А перед опросником расположена обширная преамбула, которая задает тон всему материалу. Она говорит о том, что в обществе царит кризис - как экономический, так и ментальный, но знаем ли мы вообще, что такое истинное богатство?
Этнограф Ахмет ТОКТАБАЙ отвечает на вопрос с цитированием источников: еще в 1980 году исследователь Иван БРОНЕВСКИЙ писал, что казахское слово “байлық” не тождественно русскому “богатство”. Даже если у какого-нибудь казаха была тысяча лошадей, его не называли богатым - таким комплиментом одаривали только тех, кто “болел за свой род, был ему покровителем”. Именно с тех пор осталась в народе пословица “Если ты богат, то пусть от этого будет польза народу, а если ты воин, то пусть твое копье поражает врага”. Однако ученый с горечью констатирует: времена те прошли, и нынешние богачи озабочены только собственным карманом. Поддерживает этнографа и литературовед Омар ЖАЛЕЛУЛЫ. Он пишет, что на восприятие истинного значения слов очень негативно повлияла советская власть: раньше богатеев воспринимали как опекунов, а теперь - как врагов народа. А для того чтобы переменить отношение народа к миллионерам, надо наставить богачей на светлый путь меценатства и филантропии.
Сама автор опроса Айнара АШАН подытоживает так: “Наши олигархи тратят бешеные деньги на то, чтобы приглашать звезд к себе на свадьбы, а ведь сколько можно было бы детей обучить на эти деньги, сколько жилищных проблем решить!”
Однако не только богачи требуют пересмотра как своих взглядов, так и общественного отношения к ним. Возможно, со временем придется адаптироваться и к другим социальным группам. Например, к гомосексуалистам. На неделе всю казахскую прессу трясло после разборок певца Рената ЗАЙЫТОВА с бойз-бендом “91”. По мнению Зайытова, мальчики из этой группы вообще на мальчиков не похожи, и поэтому им не нужно выступать на сцене. Сами члены группы заявили, что не обращают внимания на критику, и продолжают заниматься творчеством. Поддержала пацанов продюсер Баян ЕСЕНТАЕВА: по ее словам, на нашей сцене очень много не только женоподобных мужчин, но и мужчин с нетрадиционной ориентацией, что ни для кого не секрет, и вообще “каждый имеет право на свою индивидуальность”.
Что характерно, Зайытов в своей речи, как сообщает stan.kz, апеллировал к событиям 1986 года, когда казахская молодежь защищала национальные идеалы. А группа “91” эти идеалы, мягко говоря, девальвирует.
Конечно, простому человеку сложно связать трагедию казахского народа с поп-идолами. Но не зря же говорят: свойство великих умов - сопоставлять понятия из совершенно разных систем.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть