Назови меня тихо по имени
Когда же мы избавимся от прошлого, чтобы, скинув оковы, уверенно направиться к светлому будущему? Пока непонятно, но работу в этом направлении нужно активизировать, считает казахская пресса.
“Когда же мы оторвемся от советских названий? - вопрошает в газете “Ана тілі” Канат ЕДИГЕТЕГИ. - Кто такие Сеславинский, Рыбалко, Кошевой? Это что, личности, уважаемые нашим народом и важные для него?”
Далее Канат сосредотачивается на именных названиях учебных заведений. Согласно его мысли, как имя человека влияет на его поведение, так и название школы определяет атмосферу в ней. “Как только вы входите в алматинскую гимназию № 159 имени Ибрая Алтынсарина, то сразу чувствуете какую-то духовность”, - утверждает журналист. То же самое распространяется на школы имени Абая или, например, Бауыржана Момышулы. В них, как оказалось, дети более устойчивы психологически и лучше учатся. А вот в школах, сохранивших старые названия, все гораздо хуже. И, что примечательно, школы, названные в честь писателей, показывают очень хорошие результаты по части литературы; в то же время учебные заведения, посвященные просветителям, в принципе, демонстрируют более высокие показатели, чем остальные. Как вы лодку назовете, так она и поплывет!
Из этого вытекает инновационная идея уже автора этих строк, не г-на Едигетеги: назвать все школы, училища, колледжи и вузы именем Абая (ну или другого человека, сопоставимого по масштабу) и сразу собрать урожай гениев ренессансного типа.
Тем временем 12 января прошел день рождения еще одного выдающегося деятеля нашей страны Динмухамеда КУНАЕВА. По этому поводу сайт islam.kz разместил статью за авторством Марфуги ШАПИЯН “Правда ли, что Кунаев читал намаз?”. Вначале исследовательница отмечает невероятную по нынешним временам скромность Димаша Ахмедовича, который, проработав на руководящих должностях около 50 лет, оставил после себя только одну четырехкомнатную квартиру. Далее идет суть дела - оказывается, г-жа Шапиян не раз слышала от людей, что Кунаев читал намаз и часто ходил в мечеть. Для проверки этих слухов и проведения изысканий на религиозную тему автор отправилась в именной дом-музей легендарного первого секретаря ЦК Компартии Казахской ССР. Однако еще на подступах к главной теме не удержалась и высказала экскурсоводу музея сомнение, давно мучающее всю казахскую интеллигенцию: “Не хочется задавать этот вопрос. Но все же не все знают биографию Димеке. Спрашиваю не для себя, а ради них. Многие, смотря на фотографии Кунаева, говорят, что он не похож на казаха. Чистый ли он казах?”
Экскурсовод Нурила ЖУСИПБАЕВА сразу развеяла сомнения: “Чистый казах, насчет этого не сомневайтесь. Действительно, жена его деда Жумабая, то есть его бабушка, была татаркой. Но мы же не можем сказать, глядя на бабушку, что Кунаев татарин. По отцу он относится к казахам. Старший жуз, ысты”.
Что же касается ислама, то ответ автор получила, в принципе, ожидаемый: да, Кунаев уважительно относился к религии, как и его супруга, но нельзя сказать, что он постоянно читал намаз, потому что время было другое.
А вот Мурат ТЕЛИБЕКОВ совсем мусульман не уважает - как сообщает qamshy.kz, то ли общественному, то ли религиозному деятелю запретили выступать от имени казахстанской уммы, что он ранее неоднократно делал. Духовное управление мусульман Казахстана сделало заявление, в котором указано, что так называемого Союза мусульман не существует, сам руководитель этой псевдоорганизации Телибеков тоже не зарегистрирован ни в каких конфессиональных реестрах, и вообще непонятно, кто такой.
Примерно как Рыбалко или Кошевой.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы