Уходящая натура
Парадокс: несколько лет назад регулярно появлялись исследования на тему миграционных настроений в стране, но едва эти настроения стали ощутимо набирать обороты, уважаемые эксперты как в рот воды набрали.
Личные ощущения - тот еще социологический инструмент. И тем не менее за последнее время я не слышал о возможной эмиграции только от ленивого. Или бедного, который за свой счет уехать может максимум в Каскелен. Среди основных причин потенциальной миграции: отсутствие экономической перспективы, слабая социальная защищенность, коррумпированность судебно-правоохранительной системы, низкое качество медобслуживания. Если же обратиться к факторам, удерживающим людей в стране, то они будут выражаться расплывчатыми формулировками вроде “Родина же, все тут свое!” и “Ну кому мы там нужны?”. Предполагается, что здесь мы кому-то все-таки нужны, хотя нуждающиеся в нас - это, как правило, наши родственники. Ну и налоговая инспекция.
Исключительно все факторы, призывающие остаться, природного свойства: горы, кровные отношения, закаты возле дома, где апашка жила. Тогда как все, побуждающее к отъезду, наоборот, антропогенного происхождения. В самом деле, за почти четверть века независимости мы только и делали, что со всем усердием конвертировали недра в то, что теперь видим из окна собственного дома. Полезные ископаемые трансформировались в бесполезные понты на всех уровнях общества. За каждым максатом усеновым на дорогущем X6 маячит нефть по $80-100 за баррель - привыкнув следить за тем, как дорожает Brent, мы не заметили, как подешевели люди - в буквальном, а не в переносном смысле. Деньги стали всеобщим ценностным эквивалентом, способным, как при феодализме, покрыть ущерб даже от потери человеческой жизни. Сотни дел со смертельным исходом по всей стране закрыли за примирением сторон, и понятно, что не за красивые глаза. А тем, кто не примирился, кажется, одна дорога - через пограничные столбы Республики Казахстан.
Иногда, впрочем, бывают просветления. Вроде реформы всех систем благодаря “100 конкретным шагам”. Но как только порадуешься за грядущее обновление судов и следственного дела - тут же получаешь новость.
14 июня директор ТОО “PearlSmile-KZ” Касым БАЙРАМКУЛОВ совершил в столице ДТП, в результате которого погиб человек. Виновник сразу покинул место происшествия - да так удачно покинул, что целый месяц был в розыске. Когда Байрамкулова все-таки нашли и довели дело до суда (это случилось на днях), то осудили условно! Торжество странносудия тем более очевидно, что женщине, виновной в гибели ребенка в детском саду Алматы, дали два с половиной года лишения свободы. А ведь пресловутое “примирение сторон” имело место в обоих случаях. Несмотря на то, что с этого года примирение сторон невозможно при ДТП со смертельным исходом. Невозможно по форме. Но реально эта процедура вполне себе здравствует под другой личиной. Кто был в таких передрягах - он знает. К тому же та алматинка - онкобольная, о чем было известно всем участникам процесса. И с места преступления она не скрывалась, и в розыске не была.
Каждое подобное сообщение - словно очередной толчок к двери с надписью EXIT. Людям просто страшно за своих детей, потому что другие люди приучили своих детей ничего не бояться - папа отмажет: “купит” полицию, “разведет” в суде. Не хочется повторять трюизмы, но терпение у населения и в самом деле не безгранично.
Однажды оно может выйти не только за географические границы...
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы