Токалистический сценарий
В условиях новой экономической политики - свободного плавания курса тенге и цен на бензин - казахская пресса очень большое внимание уделяет семье и сопутствующим вопросам.
Газета “Айкын” опубликовала отчет с семинара-тренинга для молодоженов “Семейная пригожесть”, организованного мечетью “Азрет-Султан”. Речь на семинаре шла о том, что очень многие молодые семьи разводятся по разным причинам, не могут вместе выносить тяготы быта и так далее. Как сообщает газета, представители мечети объяснили молодым, как достичь счастья в семейной жизни и быть всегда вместе. К сожалению, в тексте нет конкретных советов, прозвучавших на семинаре, равно как и ответов на вопросы, которые там задавались.
А одна из самых актуальных дилемм для брачующихся, если судить по повестке дня, - заводить ли мужчине токал после нескольких лет брака с байбише? Вроде и не стоит. Но ведь хочется! В той же газете размещен текст Жолдасбека ДУАНАБАЯ “Разговор о токал”. Преамбула материала вопрошает: какие есть права у младших жен и их детей? Далее автор ссылается на юриста Жангельды СУЛЕЙМЕНОВА, который заявил, что токал могут подавать как на алименты, так и претендовать на наследство в случае непредвиденных обстоятельств. Все вроде понятно. Однако далее рассказывается история некой Карлыгаш, которая осталась без ничего, потому что ее супруг (или как его называть?) скоропостижно скончался.
“Мои родители сначала были против моего брака с женатым мужчиной, ведь по возрасту он ровесник моего отца, - говорит Карлыгаш, - но затем, после того как я стала их обеспечивать, им не осталось ничего другого, как согласиться. Я стала жить у своего избранника в доме. Все было хорошо, но вдруг он совершенно неожиданно умер. И его жена посреди зимы выгнала меня на улицу вместе с двумя детьми”. За помощью Карлыгаш обратилась в мечеть, в которой происходил обряд бракосочетания по мусульманским канонам. Однако там никакой помощи ей не могут предоставить. Представитель Духовного управления мусульман Казахстана Онгар-кажы Омирбек пояснил: “Мы не Саудовская Аравия или Иран, которые живут по шариату. У нас светская страна, и здесь защищены права только тех семей, которые зарегистрировались в загсе. Права женщин, прошедших через неке (мусульманский обряд бракосочетания. - Т. Б.) не защищаются”.
Тем не менее юрист Сулейменов уверяет, что токал имеют права, поскольку дети-то у них являются законными наследниками отца. Правда, в случае с Карлыгаш отец держал имущество записанным на первую жену. Не так-то просто, оказывается, скинуть байбише с корабля истории!
А ведь матримониальные отношения в нашей стране не ограничиваются только законными и мусульманскими союзами - есть еще так называемые гражданские браки. Одна из читательниц “Алаш Айнасы” написала в редакцию о том, как она жила в “гражданке” и как горько пожалела потом об этом. Очень хороший материал для сериала, хотя и несколько фантастический.
“Как-то меня подвозил таксист, мы обменялись телефонами, - пишет Жазира. - Потом начали общаться. Он был очень ласковый и нежный. Через некоторое время подружки, с которыми я снимала квартиру, уехали. В это время мой парень предложил жить вместе, чтобы потом сочетаться браком. И мы стали жить в той квартире, которую я занимала. Я сама платила аренду, покупала еду. А он лишь уезжал таксовать, но потом очень поздно возвращался совсем без денег”.
Когда парню надоело просто так разъезжать, он разбил машину и попросил свою девушку взять кредит на покупку новой, пообещав, что на новом железном коне повезет ненаглядную в Астану, где у него есть свой дом и родители. Как только девушка взяла кредит, джигит дал по газам и был таков. Телефон отключен, самого днем с огнем не найти.
“Что же мне теперь делать? - вопрошает уже слегка беременная Жазира. - Подать на него в суд и сделать аборт или простить, а ребенка оставить?”
Умиляет один из комментариев, оставленный под статьей неким Бериком: “Если ты хорошая девушка, выходи за меня, 8 775 ...”
Этот Берик, видимо, тоже мечтает машину обновить.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы