Кости дорогие
Нам часто говорят, что наши предки легли костьми за свободу и независимость, доставшуюся следующим поколениям. Однако выясняется, что кости эти никто не изучает, потому что антропологические исследования останков в Казахстане не востребованы. Во всяком случае, так утверждает академик, доктор исторических наук, член-корреспондент Болонской академии Оразак СМАГУЛОВ (на снимке).
Аксакал отечественной науки дал интервью газете “Туркестан”, в котором поделился мыслями насчет состояния научной мысли в стране, а также авторитетно заявил об истинном возрасте казахской нации.
“Я занимаюсь антропологией уже 57 лет, - говорит Оразак-ата. - В свое время известные ученые из Москвы и Ленин-града сказали мне: “Мы изучали казахов в рамках пилотного проекта, но ты же местный, сделай исследование сам”. И я проводил изыскания в сельской местности 17 областей нашей страны, руководил проектом. На это ушло 35-40 лет. В 1970 году я издал книгу “Население Казахстана от эпохи бронзы до современности”, в которой показал связь между антропологическими особенностями современных казахов и представителей древних племен, живших четыре тысячи лет назад. Об этом я говорил на 15 международных конференциях в Китае, Индии, Японии, США, Турции, Великобритании. Таким образом, я доказал, что история этноса насчитывает 40 веков, однако до сих пор этой информации не придают должного значения в нашей стране”.
На вопрос журналиста, как академик прокомментирует отдельные высказывания, что “казахов как нации никогда не было, это искусственно созданный этнос” (где, кстати, и кто так говорит, автор не уточняет, а я бы посмотрел), ученый отвечает:
“Некоторые невежды утверждают, что казахи существуют только на бумаге, а биологически отсутствуют. Вроде бы мы ветвь монголов или калмыков. Все это пустые слова, не имеющие научного подтверждения. Чем я занимался 50 лет? Сравнивал останки наших предков с современными. Выяснил, что у казахов есть свои морфологические и физиологические особенности, которых нет у тех же монголов. Да и генетический статус уникальный”.
Как ни странно, но из интервью следует, что основную работу по изучению казахской антропологической идентичности академик провел в СССР, а сейчас антропология никого не интересует.
“Антропология как предмет не читается ни в одном вузе страны. Нигде нет специализированных кафедр, - сокрушается ветеран науки. - Мы писали письма и в Министерство здравоохранения, и в Министерство культуры. Ответа не дождались... Археологи тоже работают в отрыве от нас. Но они не могут изучать останки, это не их работа. Куда они отвозят кости, мне лично неизвестно... Карл БАЙПАКОВ с Кемалем АКИШЕВЫМ каждый год по шесть месяцев проводили на раскопках Отрара. Из бюджета на это потрачено $25 миллионов. А у них не было морального права раскапывать город. Или надо было половину разрыть, а другую оставить следующим поколениям. Но они раскопали все. Ради чего? 25 лет копали, три-четыре книги выпустили потом... Археологи встали на путь обогащения”.
Как бы там ни было, но казахи существуют, и никуда от этого не деться. Следовательно, им нужно что-то смотреть. Поэтому газета “Ана тілі” опубликовала материал “Какие ток-шоу нужны казахам?”. Начинает статью Акбота ИСЛАМБЕК со стандартной завязки про то, что раньше в ауле были морально выверенные зрелища, а теперь по телевизору показывают что попало. Затем переходит к обзору ток-шоу и делает вывод, что наши программы все завязаны на постоянных песнопениях, в то время как в стране хватает общественно важных проблем. С другой стороны, как только речь заходит о серьезных вещах, то гости в студии не выдерживают культуры речи. В общем, что-то надо с этим делать, заключает Акбота.
Хочет докопаться.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы