Кунанбай как призвание
В среде казахской интеллигенции есть несколько общепризнанных авторитетов-тяжеловесов, которые, как ни странно, не всегда ладят между собой. А потом ладят. И снова - не очень.
Несколько месяцев назад сайт gonzo.kz опубликовал интервью с режиссером и актером Досханом ЖОЛЖАКСЫНОВЫМ, тогда только что закончившим работу над байопиком “Кунанбай”. В тексте есть такие слова кинематографиста: “После выхода фильма “Біржан сал” (его тоже снимал Жолжаксынов. - Т. Б.) Акселеу Сейдимбек принес мне свою книгу “Қазақ шежіресі” и подарил ее перед всеми со словами: “Айналайын, Досхан, ты подарил такое кино, что можно тебя в лоб целовать!” В то же время Бекболат Тлеухан пустил пакостные разговоры, мол, Акселеу сказал, что это кино не кино. А сделал он это после того, как Акселеу-ага не стало. Я не придал этому значения. Как-то при удобном случае до меня донесли, что Бекболат говорил такое, потому что я сказал, что в фильме он увидел себя. В нем Биржан-сал над могилой произносит следующие слова: “Дворцовый акын, дворцовый певец, боюсь, что он в сапогах займет почетное место. Боюсь, что уважаемая личность от искусства при этом останется у порога”. Ужасные мысли будто бы были сказаны о нем, потому что в одно время он превратился в дворцового акына. Такие пакостные разговоры мне не нравятся. Если у человека хватает языка и ума, то пусть убедительно напишет”.
Экс-депутат и “придворный” акын Тлеухан, видимо, воспринял слова уважаемого Досхана-ага как руководство к действию и на днях написал для газеты “Айкын” большую программную рецензию на “Кунанбая”. Начинается она с определяющего тезиса: “Кино. Идеологическое оружие. С этим никто не будет спорить. Искусство. Бесспорно. Испачкано”.
Это сразу настраивает на тревожный лад: неужели “Кунанбай”, пока не вышедший в прокат, тоже лепит грязью по светлым заводям киноискусства?
Далее следует вводная часть с пассажами относительно того, каким был представлен Кунанбай в советской культуре, а представлен он был душителем народа и осколком феодализма.
Разобравшись с культурологическим бэкграундом, Тлеухан-мырза досконально, буквально по косточкам, разбирает фильм - от образа главного героя и убедительности его воплощения до операторской работы и звукорежиссуры.
“Досхан - искусный мастер, - пишет автор. - И он точно воплотил образ Кунанбая”. Тлеухан отмечает все оттенки актерской игры, от безупречной дикции до “неспешного” смеха. В общем, в этой номинации “Кунанбай”, а соответственно, и Досхан на высоте.
Драматургия. В этой области автор рецензии призывает к помощи маститых теоретиков и практиков сценарного ремесла вроде Роберта Макки и Сида Филда, после чего делает вывод, что в целом, за вычетом мелочей, история внятная и рассказана правильно.
А вот операторскую работу Тлеухан слегка пожурил за отсутствие постоянного движения в кадре. “В голливудских фильмах присутствует динамика, там постоянно что-то движется, и камера сама не стоит на месте. В “Кунанбае” все персонажи, кроме главного героя, или стоят, или сидят. И камера движется только справа налево, а потом обратно,” - утверждает акын-рецензент. Все это можно было бы поставить в пику картине, однако критик замечает, что “визуально можно было осовременить фильм, но авторы остались верны классическим принципам”.
Что показательно, Бекболат Тлеухан, кажется, и впрямь серьезно готовился к написанию текста: статья изобилует такими терминами, как “адресный план”, “фокусировка”, “пересвет”, storytelling и так далее. Все эти слова в сочетании с авторитетными именами подводят в итоге к простому, но, очевидно, востребованному посылу: “Кунанбай” - крепкий, очень нужный народу фильм. А Досхан Жолжаксынов, соответственно, замечательный режиссер, актер и человек.
Продолжение следует?
Тулеген БАЙТУКЕНОВ,фото с сайта velocity-proxy.appspot.com, Алматы