Ешь, молись, люби
Когда казахи перестанут пить, но при этом не перестанут есть, а их дети научатся играть в национальные игры? В эфире - свежий обзор казахской прессы.
М. ШАЛКЕН, преподаватель физкультуры в Казахском агротехническом университете имени Сейфуллина, написал для ресурса baq.kz статью “Предмет физической культуры необходимо обогатить национальными играми”. В принципе, из названия уже понятно, что хочет сказать автор, но он хочет сказать больше. В тексте указывается на то, что школьники уже изучают национальные казахские игры, и это хорошо. Однако тему надо развить таким образом, чтобы и школьники, и студенты не только читали про игры и время от времени их практиковали, но и постоянно в них играли на уроках физкультуры. По мысли г-на Шалкена, нацигры, в частности асыки, развивают ловкость, ум, зрение и другие необходимые качества. Преподаватель даже предлагает свою систему оценок для нововведенных дисциплин, которая включает в себя количество попыток и их результативность. Непонятно, правда, насколько реальна идея “национализировать” уроки физ-ры - что-что, а этот предмет всегда отвечал в школе за наднациональные, глобальные вещи вроде уровня физподготовки, замеряемого количеством отжиманий или скоростью бега. И как совмещать тот же футбол с асыками, тоже не совсем понятно.
Но поправить здоровье нации действительно не мешало бы. Сайт abai.kz разместил статью Нургали НУРТАЯ “Когда казахи прекратят пить?”. В материале г-н Нуртай ссылается на зарубежное исследование от 2013 года, согласно которому Казахстан занял пятое место в мире по употреблению спиртных напитков на душу населения. Сейчас расход водки на одного человека в нашей стране составляет 5,9 литра в год, в то время как, например, на Кубе, самой главной потребительнице рома, эта цифра на литр меньше. К “белой” присоединяется пиво - по 31 литру на брата. А превышение порога в 8 литров на человека приводит к деградации нации.
По словам доктора медицинских наук Владимира КОЗЛОВСКОГО, на которого ссылается автор материала, потребление спиртного в нашей стране находится на одном уровне с Россией. А там, как известно, никогда мало не пили. И это несмотря на запрет продажи алкоголя в утреннее, вечернее и ночное время. Поэтому вопрос, вынесенный в заголовок, как никогда актуален.
“Казахи потеряли себя, свой быт, свой язык... Разве одна из причин - не водка? За время независимости мы смогли найти свой путь, построили три тысячи мечетей. Но казах все еще не проснулся, все еще не отряхнулся ото сна. Нужно моим казахам отвернуться от водки, воспитывать детей по заветам предков, поднять свой дух”, - подытоживает публицист.
В общем, пить надо прекращать. А вот есть надо продолжать, пишет в газете “Ана тілі” Дауржан ТОЛЕБАЕВ. Его статья называется “Почему не существует казахского ресторана?”. Журналист удивляется, почему японцы везде продвигают свои суши, итальянцы - пиццу, и даже узбеки ставят чайхану, и только казахи остаются аутсайдерами.
В принципе, тема не новая. Вопрос об адаптации национальной кухни под современные требования стоит давно и всегда упирается в плохую приспособляемость того же қазы-қарта для формата фастфуда (хотя гамбургеры с казы уже давно выпускают). Однако г-н Толебаев идет дальше этого, он вопрошает, почему узбеки собираются в чайханах, а казахи - в пиццериях. “Даже если вы зададитесь целью найти казахский ресторан, то не найдете!” - пишет журналист. В этом он, конечно, несколько кривит душой - национальных заведений много, и они, кстати, не самые дешевые.
И еще, возможно, казахских ресторанов не так много, как тех же японских, потому что казахи могут спокойно қазақша ет и баурсаки дома откушать, а в кафе идут за чем-то другим, отличным от повседневного рациона.
Однако цель у г-на Толебаева благородная - возрождение национального духа, поэтому не стоит привязываться к таким мелочам.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы