Традиционная ориентация
История с Лидой ТЕМИРКИЕВОЙ из Павлодара, которую похитили для заключения брака с бизнесменом из Первопрестольной, приобрела новый поворот, когда “старейшины заявили, что никаких нарушений нет, все по традициям”. Сентенции про традиции и уклады в нашем обществе звучат все чаще - правда, традиции проходят тщательную селекцию, ибо не все они одинаково полезны, когда нужно взять токал или насильно женить на себе девушку.
Государство собирает с граждан налоги, всячески регулирует их жизнь, а взамен обеспечивает защиту прав и свобод, среди которых свобода личности наиглавнейшая. Если государство будет отдавать эту вотчину на откуп старейшинам, то возникнет логичный вопрос, зачем государство вообще нужно. Заплатить подоходный налог можно и аксакалам, раз уж они решают вопросы. Поэтому в США, например, власть практически не вмешивается в жизнь общины амишей, пока там все тихо. Но когда один немного съехавший с Талмуда епископ по имени Сэм МАЛЛЕТ стал насильно сбривать членам общины бороды за непослушание (а для амишей это строгий признак религиозной идентификации), то побритые тут же пошли в полицию штата и ФБР. Маллета осудили за насилие над личностью. Потому что можно быть анабаптистом, филателистом, геем или кинорежиссером, но это не отменяет того, что ты человек, у которого есть право на самоопределение. Те же амиши при всей своей ортодоксальности предоставляют молодым людям право по достижении совершеннолетия самим решать, оставаться ли им жить в общине или идти на все четыре стороны, потеряв связь с герметичным социумом навсегда. Да, жестковато, но юношам и девушкам предоставляется право самим выбирать свою судьбу.
Возможность индивидуального выбора как уважение к личности - вообще фундаментальное достижение цивилизации и, строго говоря, охраняется у нас законом, как и в любой нормальной стране.
Просто пора уже, видимо, признать, что личности у нас делятся на категории - кастовость была в ходу при феодализме и до сих пор практикуется, например, в Индии. Те, что повлиятельнее и побогаче, могут решать и за себя, и за тех, кто победнее и послабее. На стороне бонз и государство с писаными законами, и те самые старейшины с традициями. Когда родовые мудрецы выступали против, к примеру, правителей или миллионеров из своего клана? Может быть, в XIX веке и выступали, но их функция в современных условиях сводится к одобрению инициатив сверху и, так сказать, к доведению их до народа в сопровождении сакраментального “согласно традициям”.
Все чаще появляются новости о насильном похищении девушек и поспешной выдаче их замуж в каком-нибудь отдаленном ауле. Это явное насилие над личностью, но кто сомневается в том, что совет старейшин из какого-нибудь южного города способен сделать заявление в стиле “А это же из глубины веков!”. Да, у казахов было принято воровать невест (как и у многих других народов). А еще было принято угонять лошадей, барымтачить, причем, как уверяют историки, последняя процедура была не простым преступлением, а инструментом регулирования социально-экономических отношений. Угонами зачастую восстанавливался, скажем так, кислотно-щелочной баланс среди авторитетов в степи. Почему бы не возродить этот славный обычай? Ведь далеко не все у нас еще справедливо распределено!
Есть и более привлекательные обряды, причем в прямом смысле слова. Возьмем древний обычай туйе шешу (отвязывание верблюда). По данным историка Алькея МАРГУЛАНА, эта традиция в полной мере была реализована на поминках Оскенбая - отца Кунанбая и деда Абая. Ну то есть это не фигня какая-нибудь, уважаемые люди ее практиковали. Смысл такой: верблюдов крепко привязывали, после чего семь самых красивых девиц аула должны были освободить узел привязи, причем зубами, так как руки у них самих тоже связаны. Сами дивы при этом были обнажены. Художник Николай ХЛУДОВ отобразил ритуал в своей картине “Гонка за призом”, за что потом был обвинен в искажении исторической правды. С правдой там и вправду неудобно получилось: Хлудов нарисовал красавиц полуобнаженными, в то время как они должны были быть полностью неглиже. Почему бы не возродить и эту славную традицию? Ведь таким образом решались и социальные вопросы - отвязанные верблюды доставались девушкам. Поменять скотину на автомобиль - какой замечательный пейзаж бы получился!
Но из сундуков национального образа жизни на свет вытаскивают только то, что удобно. В Испании раньше была традиция - младшая дочь в семье не имела права выйти замуж, пока свое счастье не нашла старшая. Если у отца было, к примеру, пять дочерей, то для самой младшей перспектива пойти под венец практически равнялась нулю - это к вопросу о наследии предков и свободе выбора. Вряд ли кто-то укорит испанцев в том, что они забыли все свои традиции, но в XXI веке никто не вспоминает о брачной очередности, потому что сейчас в ней нет никакого смысла. И потому что она ограничивает человека в праве принятия решений относительно своей собственной жизни.
Кстати, может быть, уважение личности и недопущение насилия над ней и есть та главная традиция, которой нам всем следовало бы придерживаться?
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы