5015

Они нас ещё узнают

National Geografic поглумился над нашей страной, разместив в своем Инстаграме фото алматинского автобуса 25-го маршрута. Американский фильм “Наемницы” оскорбил республику, показав ее как страну униженных и бесправных женщин. И даже наш казахский рэпер Такежан унизил песню Абая “Айттым сәлем, Қаламқас!”, исполнив ее в современной манере на шоу “Украина мае таланты”.
Почему всех так обуяла жажда надругательства над Казахстаном и его достижениями?

Несколько лет назад автору этих строк довелось участвовать в заседании на тему “Внешний имидж РК”. Обсуждали инструменты и, как сейчас модно говорить, кейсы, способные содействовать большей узнаваемости страны в мире. Прозвучало очень много мнений, включая и то, что Казахстан является родиной тюльпанов с яблоками, а это очень позитивно влияет на международную репутацию республики. Должно быть, и впрямь убедительно: в следующий раз, когда в далекой стране вас спросят, что такое Kazakhstan, скажите, что здесь появились тюльпаны, и с тех пор, в общем, мало что изменилось. Тюльпаны по-прежнему хороши. И вам сразу дадут политическое убежище.
Тогда же, на заседании, пиар-специалист Куат ДОМБАЙ поделился совсем крамольной мыслью: может быть, и не стоит нам гоняться за узнаваемостью? Мотивировал г-н Домбай свою точку зрения тем, что пока нам похвастать нечем, и лишний промоушн только ярче проявит великолепно зияющие дыры. Сказано это было в полушутливом тоне, да и сейчас вряд ли кто-то воспримет сказанное как руководство к действию. Всем же понятно, что никаких дыр у нас нет, а то, что иностранцы видят в нашей стране только плохое, объясняется просто - они сами плохие. Хорошие люди видят хорошее.
“Почему фотограф National Geografic снимал автобус? - возмущается комментатор в Инстаграме. - Почему он не фотографировал нашу прекрасную природу?” Таких комментариев - сотни. После непродолжительного дедуктивного расследования авторы отзывов приходят к выводу, что автор картинок руководствовался сознательным стремлением опорочить Казахстан. По-другому объяснить стремление запечатлеть именно общественный транспорт очень трудно. Ведь всего каких-то 200 километров отъехать от Алматы - и вот почти что Гранд Каньон. Но проплаченные гнилым Западом репортеры не хотят растрясать свои нежные тулова по дороге, они хотят исподтишка щелкать грязные алматинские автобусы с немытыми кондукторами. Свинья, так сказать, везде грязь найдет.
При этом никто не отрицает самого факта наличия таких автобусов. Они не фантомные, не секретные и каждый день перевозят сотни тысяч людей. Только фотографировать их не нужно, потому что они не соответствуют международному имиджу Казахстана. Чарын и озеро Кайынды соответствуют, а парень-кондуктор из Кызылорды - нет. Байтерек - да, Сорбулак - нет. Зеленое Боровое - хорошо, разрушенный Аральск - нельзя.
Можно было бы составить реестр объектов, разрешенных для фотографирования, с указанием правильных ракурсов (как в КНДР), но ведь враги настолько коварны, что невозможно просчитать все их действия. Яркий пример - московский блогер Илья ВАРЛАМОВ. Его пригласили, накормили, отправили гулять. А ему не понравилось, что в Алматы тротуары не чищены и машины загораживают проезд мамашам с колясками. Черная неблагодарность - как она есть. Ну да, тротуары не чистят, это мы и сами знаем. Но ведь люди-то хорошие! Так бывает, если вы не знали. Тут вам не Древний Рим, где дороги были хороши, а вот люди - так себе. У плохих людей не бывает таких красивых гор - мы, как японцы Фудзияму, их заслужили.
Раньше наши соотечественники удивлялись и негодовали по поводу того, что наша страна вообще не известна за рубежом. Казалось, что мы достойны большего. В качестве стимулятора международного интереса выступил фильм “Борат” - с тех пор все таможенные офицеры во всех аэропортах мира стали странно улыбаться, открывая голубые паспорта. Сразу после этого возмущенные отечественные кинематографисты начали массово снимать “наши ответы Борату”. К счастью, Бог есть, и ни один из них так и не увидел свет. А тем временем благодаря Борату и глобализации Казахстан действительно стал более узнаваемым. Теперь какой-нибудь заштатный голливудский режиссер не будет долго думать, как назвать в своем боевике оплот международного терроризма, а сразу напишет - Kazakhstan. Он еще не знает, что это и где, но уже в курсе, что это существует.
Возможно, что в будущем этот режиссер испытает желание посетить нашу страну и даже снять о ней фильм. Так уже было, к слову, когда культовому Фолькеру ШЛЕНДОРФУ предложили сделать здесь “Улжан”. Он и сделал. Получилось, правда, все про то же: нефтяные вышки, степи, кони, горы, красивая и немного дикая девушка с хорошим знанием французского. Немецкий мастер, конечно, мог бы и напрячься немного, разнообразив культурно-изобразительный ряд. Но не стал, ограничившись золотым стандартом, потому что никогда наперед не знаешь, где польстишь казахстанцу, а где - оскорбишь его до глубины души. То самое фото National Geografic - замечательное, точное, очень жизненное. Но сограждане наши почему-то на него коллективно обиделись (а может, как раз потому?). Такежан перепел Абая явно с целью популяризовать наследие великого казахского поэта, а в казахской прессе пишут, что он должен предстать перед судом за оскорбление казахского культуртрегера.

Скорее всего и эта статья заденет чье-нибудь достоинство и гражданское сознание, и, чтобы никто не подал на газету в суд, сразу скажу: в Казахстане невероятно красивая природа, а особенно горные вершины. Наблюдать их можно даже из центра Алматы, но лучше - с предгорий.
Доехать до Коктобе можно на автобусе №25, стоимость проезда 80 тенге, оплату принимает кондуктор.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть