Казах и я
Казахская пресса активно следит за текущими событиями в стране и мире, но иногда нужно отвлечься и поразмыслить над темами, не теряющими актуальность никогда.
Кандидат филологических наук, профессор, лауреат государственной премии РК Телкожа ЖАНУЗАК написал для газеты “қазақ əдебиеті” статью “Откуда пошло название “казах”?”. Вообще, данный этноним - предмет давних дискуссий. Разные ученые выдвигали массу теорий касательно “имени” нации, при этом одной из самых популярных в свое время стала версия, что этноним сложился из двух слов: “ғаз” (гусь) и “ақ” (белый). При всей внешней привлекательности варианта у него есть очевидные недостатки, связанные в первую очередь с тем, что гусь как-то не слишком очевидный тотем для кочевников. С недавних пор все большим авторитетом пользуется предположение, что казахами стали называть тех, кто уходил от правителей вольницей, то есть начинал казаковать. Именно поэтому знаменитая откочевка Жанибека и Керея закрепила за разрозненными племенами это название. Г-н Жанузак в целом не опровергает идею казакования, но пишет, что изначально “первый слог “қаз” означал мужчину, человека, а второй, по нашему мнению, был синонимом современного окончания множественного числа “лар”. Таким образом, первое лексическое значение слова “қазақ” - “настоящие батыры, храбрые воины, мужественные люди”. Позже значение термина расширилось, и слово “казахи” стало обозначением для вольного, независимого кочующего населения.
Обозначением чего станут казахи в XXI веке? Какие вызовы современности падут на голову настоящих батыров и храбрых воинов? Редакция “Казахской литературы” задала актуальные вопросы доктору исторических наук, профессору КазНУ Гульжаухар КОКЕБАЕВОЙ и кандидату политических наук, доценту Примбеку СУЛЕЙМЕНОВУ. Разговор, в частности, касается того, что в современном Казахстане как-то не очень много мужественных и авторитетных личностей уровня Кабанбая, Есета, Наурызбая и других. Кроме того, роль “зиялы қауым” - “просвещенной аудитории” (это определение принято переводить как интеллигенция, но понятия не тождественны) все меньше, поскольку уже и не совсем понятно, кто, собственно, “зиялы”. При этом на вопрос журналиста: “Есть ли у нас сейчас новые личности, способные сориентировать нацию, указать ей на правильный путь?” - оба спикера отвечают, что да, есть, как не быть, но при этом не называют ни одной фамилии.
Зато фамилии называет некий юрист Арман, интервью с которым вышло на сайте ult.kz под заголовком “Казахская мафия: правда или миф?”. Из текста следует, что казахская мафия существует, но, к сожалению, местные корлеоне не очень любят пиариться, поэтому “мир пока не знает о нашей организованной преступности так, как об итальянской или китайской”. По мысли собеседника журналиста, нам следовало бы больше пиарить своих мафиози, поскольку это поможет большей узнаваемости нации вообще. Кроме того, Арман пеняет отечественным гангстерам на замкнутость в рамках страны и называет Рахата АЛИЕВА тем, кто вывел свою ОПГ на международный уровень. “Этому не надо удивляться, - рассказывает Арман, - ведь еще давным-давно, когда Алиев учился в Москве, он был внештатным сотрудником КГБ под псевдонимом Павка Корчагин”.
Еще этот сведущий человек говорит о том, что бывшие рэкетиры нынче стали депутатами, но народ все равно помнит про их проделки. Жаль, но “зиялы қауым” к мафии никак не отнесешь - это хоть и группировка, но уж больно неорганизованная.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы