Культурно отдыхаем
Пока студенты Жургеновки реализовывали креативный потенциал путем нанесения ударов по лицу фотографа Павла МИХЕЕВА, режиссер фильма “Потому что шымкентский” Жанибек ЖАНКАРАЕВ пообещал критику своего фильма найти его и “пообщаться в рамках закона”.
Все ровно будет с культурой теперь. Надо сказать, что алматинская премьера фильма “Потому что шымкентский” тоже проходила хоть и многолюдно, но в рамках закона. Говорят, что зрители были настолько расстроганы происходящим на экране, что даже никого не посадили на счетчик и не избили. Правда, очевидцы сообщали, что в зале было несколько тесновато. Но этим алматинским изнеженным кинокритикам вечно не угодишь. То тесно, то поздно, то фильм не очень.
А самое интересное началось после того, как комедийная лента вышла в прокат.
Администрация сайта kino.kz заблокировала публикацию рецензий на картину со следующей формулировкой: “В связи с неадекватностью как поклонников, так и противников фильма, а также с угрозами в адрес администрации сайта публикация рецензий приостанавливается до того момента, как фильм выйдет из проката”.
Помимо этого администратор ресурса заявил, что ему угрожали судом за публикацию негативных отзывов на фильм, а исполнительница главной женской роли Айсем МАСАКБАЕВА звонила лично и требовала удалить плохие комментарии.
В это время блогер Руслан ЧЕРНЫХ сделал свой фирменный видеообзор “Наснимали тут!” на “Потому что шымкентский”. Руслану, как следует из видео, полнометражный дебют режиссера Жанибека ЖАНКАРАЕВА активно не понравился. Поскольку режиссер не может оставаться безучастным к судьбе своего детища, то Жанибек сразу отправил Руслану в Твиттере волнующее послание: “Напиши контакты, встретимся, пообщаемся. Я Жанибек Жанкараев, режиссер фильма “Потому что шымкентский”. Не напишешь, все равно найдем. Пообщаемся, все нормально будет, в рамках закона”.
Руслан с Жанибеком так и не встретились, поэтому кинематографист из ЮКО не смог в рамках закона посредством искусства убедить оппонента в несомненных художественных достоинствах картины.
Тем не менее метод достаточно интересный. В свое время “худший режиссер современности” Уве БОЛЛ, общественная петиция об отстранении которого от кинематографа собрала свыше 200 тысяч подписей, вызывал любого из критиков на ринг, чтобы там доказать, кто правее. Это очень логично. Не нравится фильм? А раз на раз выйдешь? Критик написал, что сценарий - дерьмо, но потом получил по морде. Таким образом, все сказанное критиком признается недействительным, ведь он получил по морде.
Хотя Жанкараев дистанционно и так признал Черных недостойным себя - в адрес блогера была озвучена претензия, что у него нет даже тысячи подписчиков, вследствие чего он не может быть признан нормальным рецензентом.
Писать отзывы и снимать обзоры должны только уважаемые люди! Желательно замакимы области или МС международного класса по борьбе.
В идеале, конечно, и снимать кино должны тоже такие же персоналии, но, к сожалению, еще не все учреждения культуры в должной мере обеспечены штангами и боксерскими грушами. Хотя недавний инцидент с пожаром в Академии искусств имени Жургенова, когда студенты кинулись на журналистов с кулаками, показывает, что на этом пути имеются хорошие успехи.
Может собственных Платонов казахская земля рождать! Напомним, что философ Платон был двукратным олимпийским чемпионом по панкратиону (кулачный бой с борьбой), и не исключено, что ему было гораздо легче отстаивать свои воззрения, имея в дискуссионном арсенале неопровержимый полемический инструмент “кулаком в нос”.
Кстати, еще в 80-х на обсуждении нового фильма Андрея КОНЧАЛОВСКОГО подрались студенты филологического факультета КазПИ и философского отделения КазГУ (видимо, последователи школы Платона). Правда, сам режиссер никого не бил, но это можно списать на слабохарактерность и малую вовлеченность в местные реалии.
Казахстанский кинематограф часто обвиняют в отсутствии связи с реальностью, идейном эскапизме. Но благодаря кинодеятелям новой формации мы видим, как жизнь бурно вторгается в искусство, и наоборот. Посмотрел кино, написал рецензию - а тебя уже ждет режиссер с друзьями, чтобы нормально пообщаться в рамках закона. Причем связь обоюдная и интерактивная. Когда Жанна ИСАБАЕВА сняла альманах “Теряя девственность в Алма-Ате”, некие интеллигенты пришли в кинотеатры и мягко попросили снять ленту из проката. Вежливые люди были настолько убедительны, что у прокатчиков просто не осталось доводов, чтобы им отказать. Если бы фильм не убрали из проката, зрители, наверное, захотели бы пообщаться и с самой Жанной.
Интересно, что на создание фильма “Потому что шымкентский” авторскую группу сподвигло, по их словам, негативное отношение казахстанцев к южанам. В интервью tengrinews.kz Жанибек Жанкараев так и сказал: “Фильм о том, как же все-таки трудно южанам устраивать свою жизнь в других регионах... А ведь никто при рождении не выбирает родину”.
Действительно, не успели выпустить в прокат картину, как тут же казахстанцы из северных и восточных областей начали плохо о ней отзываться. Могли бы и подождать пару недель.
С другой стороны - родину люди не выбирали, а вот кино для просмотра выбрать все-таки хочется.
И главное - есть из чего. В прокат вышло еще одно творение кинематографистов из ЮКО - “Кілт” (“Ключ”). На упомянутом сайте kino.kz у этой ленты рейтинг 9,09. Для сравнения - у “Интерстеллар” Кристофера НОЛАНА рейтинг 9,02, а у “Бердмэна” Алехандро Гонсалесу ИНЬЯРИТУ - несчастные 7,99.
Нормго.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы