2002

Шутить извольте!

Актюбинские полицейские решили внедрять чувство юмора в собственные ряды - стражей порядка будут обучать искусству шутить с правонарушителями. Эксперимент направлен на то, чтобы у населения не складывался образ хмурого и злого полицейского. Тот еще опыт!

Говорят, ноу-хау уже приносит плоды: не в силах противодействовать искрометным шуткам сержантов и старшин, актюбинцы признают нарушения. Даже смехотворные. А потом платят за них совсем не смешные штрафы. Но это уже частности, которые никому не интересны, поскольку инновация настолько хороша, что может быть распространена повсеместно.
На днях моего приятеля, коренного алматинца - он, кстати, очень гордится этим фактом! - остановил патруль на его родной улице Тулебаева. По какому-то досадному стечению обстоятельств наряд состоял не из коренных алматинцев. На этой почве возникло непонимание. Приятеля попросили достать документы, после чего рекомендовали открыть наплечную сумку для досмотра. На вопросы, присущие интеллигенции, вроде “Доколе?” и “Куда идешь ты, Казах­стан?”, патруль отвечал, что в этом районе совершено ограбление и нужно проверить всех подозрительных лиц. Театральный режиссер, вследствие своей чеховской внешности прежде вызывавший подозрения только в неправильной инсценировке “Дяди Вани”, впал в состояние фрустрации и отказался открывать сумку. Однако ему объяснили, что в таком случае будет зафиксировано сопротивление представителям правоохранительных органов, и следующий акт постановки произойдет в ближайшем РОВД. Сопротивление нарастало, и режиссер был вынужден сдаться. Хотя возмущению его не было предела.
Позже мы проконсультировались у адвокатов и узнали, что настаивать на досмотре полицейские не имели никакого права и в подобных ситуациях можно смело им отказывать. Разумеется, с рис­ком нарваться на усугубленный конфликт.
А ведь все могло быть намного проще, обучись полицейские заранее основам зубоскальства. Например, вот так:
- Молодой человек, пройдемте в участок!
- Минутку - только знакомому прокурору позвоню!
- А-ха-ха-ха, шутка! Не надо никуда идти!
Или вот так:
- Вы нарушили ПДД, мы лишаем вас прав!
- А-ха-ха-ха, не могу, вот 100 долларов, и я поехал!
- Ой, а-ха-ха-ха-ха, какой вы юморной! Ну ладно, давай 200 и гуляй!
На любом этапе можно сказать: “Я пошутил!” - и все, проблема исчерпана. Причем в любой сфере жизнедеятельности. Взял взятку таможенник - может позже сказать, что просто решил приколоться. Сел сын акима пьяный за руль - так это просто, чтобы другим водителям и пешеходам жить было веселее.
Правда, есть опасения, что система юмора, как и большинство систем в нашей стране, будет работать в одностороннем порядке: представителям власти можно шутить, а населению - только смеяться. Потому что у государства чувство юмора в принципе очень специфичное.
Хотя много событий в нашей стране - от открытия понятия “сословная рознь” в новом УПК (при том, что нет разъяснения, что такое сословие в современной действительности) до новости о введении в детсадах предмета “Антикоррупция” - можно списать на шутовство.
Просто никто не знает, насколько затянутся эти шуточки. Да и кому от них смешно - тоже.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Вместо P.S. А ведь вполне реально, что может состояться и такой диалог - как между героями советского фильма-бестселлера “Кавказская пленница”:
- Бамбарбия! Киргуду!
- Что он сказал?
- Он говорит, что если вы откажетесь, они вас... Зарежут... Шутка.
Только будет совсем не смешно//.

Поделиться
Класснуть