Новшества в ПДД: театр абсурда
Всю эту неделю главной общественной повесткой дня были новые Правила дорожного движения, а особенно - пункт, касающийся перевозки детей. С 7 января все чада до 12 лет имеют право передвигаться в автомобиле, только если он оборудован автокреслом или “иными удерживающими устройствами”.
Поправка в норму об автокреслах (она была и раньше, но сейчас ее соблюдение сделали обязательным) долгое время оставалась в тени нового абсурдного правила, запрещающего стоянку автомобилей везде, кроме мест, обозначенных специальным знаком. Общественность негодовала, пока нововведение не отменили, ну а следующим сюрпризом в свежей редакции ПДД как раз стали пресловутые детские автокресла.
Дорожные полицейские уже радостно штрафуют нарушителей, а родители закатывают истерики. Если детей больше двух, кресла не помещаются в машину; такси стали брать надбавку за опцию “автокресло” в размере 300 тенге за ребенка; все запасы кресел и адаптеров смели с полок специализированных магазинов.
Ситуация один в один копирует российские события 9-летней давности. В январе 2006 года там вступили в силу новые ПДД, согласно которым вводилась обязаловка по автокреслам. Такси перестали брать заказы от клиентов с детьми, начались “отработки”, кресла раскупали как пирожки. Народ, едва отошедший от празднования Нового года, стал роптать, и тогдашний премьер Михаил ФРАДКОВ пошел на попятную: введение нормы было отложено ровно на год. Сейчас российское законодательство в части обеспечения детской безопасности идентично казахстанскому, но по факту далеко не все родители его соблюдают. Точнее, соблюдают, но формально, поскольку под определение “удерживающие устройства” попадают не только автокресла, но и бустеры (накладки на сиденье), адаптеры ремней безопасности, переходники... Основной принцип подбора оборудования - “чтобы гаишник не прикопался”. При этом собственно безопасность мало кого волнует, так как удерживающие устройства не проходят обязательную сертификацию, а следовательно, можно покупать и ставить все, что угодно.
Не надо быть Кассандрой, чтобы предсказать, что у нас все пойдет по тому же сценарию. Как пошел, например, техосмотр - ни одна развалюха не исчезла с дорог, хотя инструментальная часть проверки якобы вышла на новый уровень после передачи процедуры в частные руки.
Наше МВД рапортует о том, что изменения в ПДД введены для пущей гармонизации местных правил с европейскими стандартами. Так оно и есть, просто в силу уникального пути развития страны вся гармонизация с Европой почему-то осуществляется исключительно по карательно-запретительной парадигме. Без ближнего света не ездить, не курить и не пить алкоголь в общественных местах, не выезжать за границу без непогашенных штрафов и так далее.
А ведь было бы неплохо гармонизировать среднюю казахстанскую месячную зарплату до уровня доходов в ЕС (две-три тысячи евро) ну или хотя бы вступить уже в Совет Европы, чтобы казахстанцы могли отстаивать свои права в Европейском суде по правам человека. Вряд ли кто-то из наших граждан будет против тотальной гармонизации системы правосудия, например, Карасайского районного суда со Страсбургом.
Хотя для начала хотелось бы привести все отечественное законодательство в соответствие даже не с европейскими, а с общечеловеческими представлениями о здравом смысле. Несколько лет подряд юристы бились с МВД, доказывая, что доверенность на вождение не требует обязательной регистрации в органах внутренних дел. В результате один из адвокатов даже выиграл суд. И ничего не поменялось - дорожные полицейские кошмарили водителей как до, так и после прецедента. Потом представители правоохранительных органов, видимо, устали от двояких толкований собственных правил, и 20 октября 2014 года благодаря внесенным поправкам регистрация доверенности стала обязательной. Очень своевременно, потому что с 2015 года доверенность, как сообщила пресс-служба правительства, вообще отменили!
Тулеген БАЙТУКЕНОВ,фото с интернет-ресурсов, Алматы
А тем временем
Любишь кататься, люби и правила чтить
Карагандинские таксисты устроили сход у местного Ледового дворца, чтобы выразить недовольство изменениями в Правилах дорожного движения. Наибольшее беспокойство у них вызывают действия инспекторов, которые уже начали придираться к водителям, требуя исполнения новых норм закона.
Жалобы автолюбителей касаются в основном езды с ближним светом фар в дневное время, использования детских автокресел и порядка общения между водителем и остановившим его полицейским.
- Сейчас вроде как не регламентировано время подхода инспектора, остановившего машину к автовладельцу. Получается, он может остановить машину, пойти заниматься какими-то своими делами, а водитель будет сидеть и ждать его, - негодовали таксисты. - Уже возникают споры с инспекторами по поводу использования “противотуманок”. Они считают, что днем ездить можно только с включенными ходовыми огнями или с ближним светом фар. За “противотуманки” пытаются штрафовать. Отказываются от претензий лишь тогда, когда им показываешь, что это не запрещено новыми поправками. С детскими автокреслами и специальными устройствами тоже проблемы. Как полицейские будут определять, соответствуют ли они требованиям безопасности? Где гарантия, что им что-то не понравится и они не выпишут штраф? Да и вообще, инспекторы теперь что ли специально будут дежурить у школ и детсадов, чтобы выявлять нарушителей?
После схода таксистов руководство административной полиции созвало журналистов на брифинг, чтобы дать разъяснения по всем волнующим автолюбителей вопросам. Сразу выяснилось, что за отсутствие детского автокресла наказывать водителей какое-то время не будут.
- Чисто по-человечески пока будем профилактическую работу вести. Ведь в действительности сейчас с продажами автокресел возникли трудности. Их не хватает, и мало кто знает, где их можно приобрести. Мы до своих сотрудников довели, что не надо сейчас всех подряд штрафовать. Будем на месте определять степень тяжести проступка, - заявил заместитель начальника управления административной полиции областного ДВД Ергабыл ЖУКЕНОВ.
Что касается езды с ближним светом фар в черте города, то полицейские уверены, что скоро все привыкнут к этому новшеству.
Если же у водителей возникают конфликты с инспекторами, руководство административной полиции советует запоминать номера жетонов служивых с жезлом и не стесняться жаловаться на неправомерные действия их начальству.
В общем, в ближайшие дни карагандинские автолюбители могут надеяться на поблажки и прощение со стороны стражей дорог. Но вскоре механизм наказаний заработает в полную силу.
Ирина МОСКОВКА,фото автора, Караганда