Школьника пора
Бензина нет, продукты дорожают, но, как ни крути, главной темой сентября остается образование. В нашем очередном обзоре казахской прессы науки юношей питают, отраду в старости дают.
Сайт abai.kz выдал обширную интернет-конференцию министра образования и науки Аслана САРИНЖИПОВА (на снимке). В потоке стандартных для чиновников фигур речи вроде “работа ведется” и “согласно поручению правительства” встречаются интересные мысли, особенно когда читатели припирают министра неудобными вопросами. Хит сезона - вариация на тему “Почему в аулах у учителей ужасно низкий уровень?”. Министр отвечает так, что не прикопаешься: “Я не разделяю мнения, что в казахских школах все плохо, а в школах с другими языками обучения - хорошо”.
Можно подумать, что глава Минобра хочет сказать, что плохо вообще во всех средних учебных заведениях независимо от языка преподавания. Но ситуация, как неожиданно пояснил министр, намного лучше: “В июле в Астане проходила международная олимпиада по физике, наши ученики завоевали пять призовых мест - и все ребята из казахских школ. В том числе из отдаленных регионов”.
Ответ, как вы понимаете, исчерпывающий. Однако народ не успокаивается и спрашивает, собирается ли министр проверять уровень сельских учителей, поскольку пять школьников за четыре тысячи казахских школ не могут отвечать. Член правительства находится и тут: “Регулярно проводится аттестация, а если у вас есть вопросы по конкретным фактам, вы можете обратиться в компетентные органы”.
Казалось бы, чего же боле, что мы должны еще желать? Не нравится учитель - обратитесь куда надо. Там разберутся.
Но коварное население не перестает изводить министра провокационными вопросами. Вот, к примеру, что написала учительница начальных классов: “Я уже не хочу быть учителем. Мы устали от бесконечных проверок. Нельзя ли в гороно и облоно посадить знающих, основательных людей? Сейчас у членов комиссий знаний ноль, более того, они постоянно ждут, когда им что-нибудь положат в карман. Разве могут такие люди указывать нам на какие-то ошибки?”.
Министр и тут дает исчерпывающий ответ: “Я наслышан об этой проблеме, получаю много жалоб. Говорят, что местные органы власти загружают учителей своей работой. Но главная задача учителя - давать знания. На другое он не должен отвлекаться”.
Понятно, да? Еще вопросы?
Тем временем в Астане открыли университет нравственности “Қазақ қызы”. В газете “Ана тілі” есть материал о кандидате педагогических наук Гарифе ЖУНУСОВОЙ. Гарифу Курманкызы спросили, что она думает о такой интересной инновации. “Не только я, но и весь народ радостно поддерживает открытие университета, - отвечает педагог. - У этого вуза есть все шансы стать кузницей энергичных, умных, интеллигентных девушек”.
Интересно, дают ли в университете дипломы по специальности “умная интеллигентная девушка”? А как насчет РhD?
А между тем отсутствие или недостаток знаний действительно порождает кучу проблем. Появление уже легендарного постера с целующимися Курмангазы и Пушкиным автор газеты “Туркестан” Диас БЕЙСЕНБЕК связывает именно с недостаточной эрудированностью авторов. Один из дизайнеров признался, что не знает ничего о казахском композиторе.
“Как люди, не ведающие, кто такой Курмангазы, могли работать в рекламном агентстве?” - задается вопросом Диас. Развивая свою мысль, публицист утверждает, что у нас сейчас слишком много невежественных людей, которые выдают себя за крутых специалистов. Как видите, ситуация непростая. В то время как сторонники постера обвиняли его хулителей в мракобесии и отсталости, защитники национальных ценностей уличили авторов плаката в том же самом.
Где же правда? Мой разум не разберет.
Но есть ощущение, что Диас Бейсенбек прав. Он и сам пишет: “Если по правде, казахская молодежь проявила терпение и рассудительность… Мирно решила проблему. Не было призывов убить, сжечь, разрушить”.
Ну что вы, мы же цивилизованные, образованные люди!
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы