247 процентов лжи
На широких просторах казахской прессы помимо признанных тяжеловесов вроде “Жас Алаш”, “Ана тiлі” или “Қазақ əдебиеті” есть масса изданий поменьше, которые, невзирая на собственные размеры, регулярно несут в народ свет просвещения.
Надо сказать, что “малая” казахская пресса, в основном ориентированная на молодежь, сплошь наставительно-дидактического толка. Она старательно объясняет читателям, что надевать, куда ходить, как разговаривать со старшими и так далее. Тем самым газет-журналдар примеряют на себя миссию духовных скреп и идеологических менторов, за которую, по идее, должно отвечать государство, но в силу занятости подготовкой к EXPO-2017 и непрерывным улучшением благостояния населения не отвечает. А природа, как известно, не терпит пустоты.
Чем заполняются идеологические лакуны?
Возьмем, к примеру, газету “Ғашық Жүрек”, издаваемую в Шымкенте. Слоган издания: “Республиканская газета для молодых”. Третья страница газеты выходит под шапкой “Имандылық-ибалылық” (в вольном переводе - “Мораль и воспитание”). Молодые люди спрашивают газету о своих затруднениях, газета им отвечает, сообразуясь с традиционной моралью и ценностными установками ислама. Читателя Алихана, например, интересует, как шариат относится к тому, чтобы сдавать экзамен за другого человека. “Такими поступками вы обманываете в первую очередь себя, - объясняет “Ғашық Жүрек”. - Заработанные подобным образом оценки нельзя считать справедливыми. А что еще хуже, от этого могут пострадать действительно способные абитуриенты”.
Далее идет рубрика психологической помощи. Некто Бахытжан признается, что без памяти влюблен в девушку старше себя на четыре года, но мама не дает согласия на брак. Психолог предлагает парню познакомить девушку с матерью, ну а если не поможет, то смириться с судьбой и не спорить, ибо “даже если ты отнесешь на своей спине маму в Мекку, все равно не сможешь ей сполна отплатить за то, что она подарила тебе жизнь”.
Газета “Өмір-ай” - для людей постарше, и разговоры там посерьезнее. В частности, есть интервью с народным поэтом Мухтаром ШАХАНОВЫМ, почти полностью посвященное событиям декабря 1986 года и участию (или неучастию) Шаханова в них. Первый же вопрос настраивает на боевой лад: “Мухтар-мырза, давайте без обиняков. Есть мнение, что вся правда о Декабре еще не рассказана. И с вами есть непонятные моменты. В те дни вы были в Москве с концертом. Специально уехали или выступление было заранее запланировано?”. Мухтар-мырза отвечает: “Мне Евтушенко сказал пораньше приехать, и уже 12 декабря я был в Москве. Кто тогда знал, что 16-го снимут Кунаева?”.
“Правда ли, что в тот вечер на сцену вышел парень-казах, а вы не дали ему говорить и сдали сотрудникам КГБ?” - “Я сам с трудом зашел на собственный концерт. У меня хотели взять интервью, чтобы я сказал, что на площадь вышли все пьяницы, хулиганы и тунеядцы. Я не дал. Потом на сцену вышел тот парень и начал читать письмо, подписанное 250 людьми. Появился какой-то человек и увел его. Он был из КГБ. А я прочитал стихотворение “Воодушевление”, и вся аудитория осталась довольна”.
Далее журналист разгоняется до сверхзвуковых скоростей: “Говорят, в 1988 году после речи в Кремле Назарбаев вас ударил при всех. Это правда?” - “Это ложь на 247 процентов! Ее придумал Каришал Асанов, а он якобы услышал это от Каная Касенова”.
Что ж, ложь процентом (как кашу маслом) не испортишь...
Тулеген Байтукенов, Алматы