Судите сами?
Помощник прокурора Темиртау сбил насмерть пешехода сразу после празднования Нового года - 1 января. Подобного рода новости все еще возбуждают в обществе негодование, но уже не вызывают удивления - слишком часто и много у нас гибнут в ДТП, чтобы для кого-то это стало экстраординарным известием.
Согласно статистике, которая из трагедий делает реестры, в нашей стране в автомобильных авариях погибает около трех тысяч человек ежегодно. Много это или мало? В США, где уровень дорожной безопасности в целом выше на порядок, на дорогах теряют жизнь около 33 тысяч человек, то есть в 10 раз больше, чем у нас. Но население в Штатах численно превосходит казахстанское в 20 раз, поэтому в пересчете на количество населения мы опережаем Америку по “аварийной” смертности в два раза. А если учесть уровень автомобилизации там и здесь, то станет ясно, что у нас еще все впереди - на тысячу казахстанцев приходится 240 автомобилей, в США - свыше 800. Больше транспорта - больше аварий, тут зависимость прямая. При этом я намеренно взял в качестве примера Штаты, поскольку они опережают развитые европейские страны по уровню дорожной смертности в 3-4 раза (расплата за водительские права в 16 лет, высокий уровень автомобилизации и огромную протяженность дорожной системы).
Страшно представить, что будет, когда растущее благосостояние казахстанского народа повысит уровень автомобилизации до показателей Америки. Потому что благосостояние растет, а благосознание за ним не успевает.
Какие у нас в ходу правила дорожных движений? Свои, самостийные. Признаком мужественности считается езда с непристегнутым ремнем безопасности, особый шик - прохватить по встречке, подавляющее большинство автовладельцев не заморачивается на детские кресла, а некоторые альтернативно одаренные сажают несмышленышей на переднее сиденье и позволяют им выглядывать в открытое окно. Один раз я увидел такую картину на алматинском проспекте Аль-Фараби и, нарушив все священные каноны недоносительства, позвонил в полицию, чтобы водителя остановили и он разъяснил общественности всю суть теории естественного отбора Дарвина как ее прямой активный носитель. Правоохранители отреагировали достаточно лениво, и по интонации я понял, что их больше интересует мое душевное здоровье, нежели какой-то там мужик, выгуливающий свое дитя со скоростью 80 км/час.
То есть это, конечно, нарушение, но мелкое, а у нас (то есть у них) есть дела поважнее.
В цивилизованных странах человек подчинен закону, у нас чем в большей степени ты сможешь подчинить себе закон, тем более масштабной личностью являешься в глазах изумленного социума. Не пристегнул ремень в машине - значит, можешь себе это позволить. Сел пьяным за руль - дядя аким угощает. Жахнул по встречной - прокурор. И так далее. На тысячи подобных преступлений - десятки разбирательств. Безнаказанность порождает вседозволенность, вседозволенность выливается в хаос. Право как система появилось в результате желания придать общественным взаимоотношениям упорядоченность, так как без порядка не бывает нормального государства. Каждое мелкое осознанное нарушение закона подтачивает государственность; любой противоправный акт, оставшийся без взыскания, разлагает страну. Чем больше виновников ДТП со смертельным исходом избегают наказания, тем сильнее распадается институт так называемой светскости и тем больше слышно голосов о том, что преступников покарает Всевышний. В отсутствие способности государства единообразно реализовывать собственные же законы - это единственно реальная (или нереальная, если вы атеист) надежда на сатисфакцию.
Ну и логичный апогей этой катавасии - когда законники, а точнее даже надзорники, призванные следить за надлежащим исполнением нормативных актов, сами совершают общественные преступления. От того, какой с подобных преступников будет спрос, в конечном итоге зависит состоятельность государства.
Да поможет ему Бог.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы