228

Откуда миллионы у учителя?!

С начала нового года немало шымкентских педагогов ощутимо потеряли в доходах: отныне даже самый заслуженный из них, работая в государственном образовательном учреждении, не имеет права быть занятым больше 24 часов в неделю, а значит, и зарабатывать больше положенного

Откуда миллионы  у учителя?!
Рисунок Игоря КИЙКО.

Нагрузку пересмотрели на всех уровнях - от детсадов до колледжей. В итоге число вакансий в сфере образования превысило 2000 мест, из которых 1335 - в школах и колледжах, 150 - в организациях дополнительного образования.

Как водится, у каждой такой шымкентской реформы есть две точки зрения: властей и собственно тех, кого эти изменения касаются напрямую. И зачастую они диаметрально противоположны.

Стоит отметить, что сфера образования Шымкента прочно оцифрована. Тарификационные базы сменяют одна другую: еще недавно была “Темір”, а с нового года - SANA. С их помощью теперь можно отследить не только то, кто из педагогов сколько работает и получает, но и то, кто из них перерабатывает и получает больше всех.

Кроме того, в базах данных отражена вся информация о том, кого и что можно посчитать и оцифровать. И как только дошло до подсчета зарплат педагогов, тут-то и вскрылась вся бухгалтерия. Власти пришли к выводу, что нагрузка распределена неравномерно: у одних педагогов базовые 16 часов в неделю, у других чуть ли не втрое больше.

Прокуратура оперативно разослала предписание директорам: устранить перекосы, установив планку не больше 24 часов в неделю. Сослались в надзорном органе на отраслевое соглашение о социальном партнерстве для работников сферы просвещения, принятое на рес­публиканском уровне. В нем, в частности, оговорены и условия труда педагогов, в том числе то, что дополнительная учебная нагрузка не должна превышать 50 процентов основной - те самые 1,5 ставки. Все, что свыше, потребовали пересмотреть и привести в соответствие с соглашением.

- Все требования законны, - подчерк­нул заместитель акима Шымкента Сарсен КУРАНБЕК, признав, что до недавнего времени контроль был недостаточен: - Да, мы где-то недосмотрели, мало уделяли внимания этому вопросу, пустили на самотек, а руководители учебных организаций, пользуясь тем, что контроль ослаблен, делали что хотели. В итоге учебная нагрузка у некоторых педагогов доходила до 60 и даже до 75 часов в неделю. Более того, у некоторых зарплата достигла рекордных 1 млн 200 тысяч тенге. Когда при такой нагрузке учитель будет готовиться к урокам, проверять тетради, писать поурочные планы, заполнять “Кунделик”?

В итоге избыточной сочли работу почти 1300 педагогов в 83 школах. Кроме того, обнаружили отклонение на 700 млн тенге из-за начисления несуществующих надбавок, например за проверку тетрадей по музыке. Эти суммы потребовали вернуть в бюджет. Подсчитали количество вакансий и выяснили, что в шымкентских школах требуются более 100 преподавателей математики, 83 - начальных классов, 61 - истории, 49 - русского языка и литературы, 45 - английского, 41 - казахского языка и литературы, 42 - информатики, а еще 37 физиков и 32 географа.

При этом директоров школ подозревают в сокрытии вакансий, чтобы распределять нагрузку среди действующих педагогов. В связи с этим управлению образования поручили самостоятельно заняться поиском кадров для школ, для чего даже объявили двухдневную ярмарку вакансий.

Попытки найти среди руководителей государственных учреждений образования в Шымкенте смельчака, который бы согласился открыто прокомментировать ситуацию, провалились: говорить соглашались только на условиях полной анонимности, опасаясь увольнения. Так что вынужденно приведем общее мнение директоров, не называя имен и школ, но приведя к единому знаменателю их по­яснения.

Большинство опрошенных уверяют, что найти в Шымкенте не абы какого, а действительно профессионального преподавателя-предметника - задача сверхсложная. Особенно в классы с русским языком обучения. Зарплата, которую сегодня предлагают выпускнику педвуза без категории и стажа (180-200 тысяч тенге), малопривлекательна для молодых специалистов. Репетиторством в образовательных центрах, по словам директоров, можно заработать намного больше.

- Объявления о вакансии висят месяцами, некоторые вообще без отклика, - уверяют они. - Если учитель на свободную должность не найден в течение двух месяцев, то по закону эти часы распределяют между действующими учителями уже как основную нагрузку, а не замену. А если свободных часов меньше 16, то искать кандидата в учителя и вовсе бессмысленно.

К слову, те уроки, что добавляют в качестве замены, оплачиваются вполовину меньше, поэтому учитель вправе от них отказаться. В среднем максимальная нагрузка в среднестатистической шымкентской школе, по словам директоров, до недавнего времени составляла около 30 часов - астрономических, а не академических, которые равны 45-минутному уроку.

- Для педагогов нет отдельного Трудового кодекса, все мы подчиняемся нормам общепринятого законодательства, - аргументируют педагоги. - 16 часов в неделю - это лишь базовая ставка для расчета заработной платы, но никак не ограничение для нагрузки. Если же опираться на нормы трудового законодательства, то занятость не должна превышать 40 часов в неделю.

В детской школе искусств Шымкента решились не просто жаловаться втихаря и поодиночке, а выступить единым голосом в общем коллективном обращении, хотя понимают, чем это может обернуться. Педагогам дополнительного образования максимальную нагрузку ограничили 27 часами в неделю. Кроме того, с них по-прежнему требуют возврата “переплаченных” зарплат.

“Считаем данную ситуацию незаконной и нарушающей наши трудовые права, - говорится в их открытом обращении. - Министерством просвещения и законодательством не установлено ограничение учебной нагрузки педагогам дополнительного образования до 27 часов, так как фактически они могут проводить до 36 учебных часов в неделю. Учебная нагрузка не может быть изменена до конца учебного года без письменного согласия педагога, а сокращение противоречит Трудовому кодексу”.

Но, самое главное, уменьшение преподавательской нагрузки неизбежно приведет к сокращению занятий для учеников, чего опасаются уже их родители, ведь найти педагогов на высвободившиеся часы будет непросто - зарплаты еще меньше, чем в средних школах.

Что интересно, в управлении по инс­пекции труда решение городских влас­тей о пересмотре рабочей нагрузки учителей поддержали, а вот в одном из отраслевых профсоюзов - ровно наоборот. Юрист местного профессио­нального союза работников образования, спортивных и бюджетных учреждений Улжан МАЙМАКОВА принялась отстаивать трудовые права подопечных, которые, по ее мнению, нарушены.

- Почему учителя не могут зарабатывать много?! Месячная заработная плата максимальным размером не ограничивается - это условие четко отражено в статье 103 Трудового кодекса, - приводит аргументы юрист. - А если педагог получает 1 млн 200 тысяч тенге благодаря своей квалификации, стажу и готовности много работать, это его добросовестный труд, а не повод для дискриминации и обвинений. Тот же Трудовой кодекс регламентирует и дополнительную нагрузку, и продолжительность недельной занятости, а Конституция нам гарантирует право на свободу труда.

Одна хорошая новость - безработица шымкентским педагогам точно не грозит. Впрочем, загребать деньги лопатой у них тоже вряд ли получится.

Алиса МАСАЛЁВА, Шымкент

Читайте также:

Сеятелей доброго и разумного решили ощипать: перед нелегким выбором поставили педагогов дополнительного образования в Шымкенте

Поделиться
Класснуть