Повысьте дозу!
Как казахстанцам, пострадавшим от облучения на Семипалатинском полигоне, приходится доказывать своё право на помощь государства
Граждане, которые пострадали от испытаний ядерного оружия, могут быть приравнены по льготам к инвалидам Великой Отечественной войны и имеют право на специальное государственное пособие. “Вот только добиться этого сложно, а порой невозможно”, - утверждает председатель ОО “Поколение” Ольга ПЕТРОВСКАЯ.
Начнем с того, что в действующем законе “О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне” нет ни слова о каких-либо выплатах для инвалидов. Однако в законе от 1999 года “О специальных государственных пособиях” среди получателей указаны лица, приравненные по льготам и гарантиям к инвалидам Великой Отечественной войны. Этот перечень включает и “лиц, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения, испытания ядерного оружия, и их детей, инвалидность которых генетически связана с радиационным облучением одного из родителей”.

- “Лица, ставшие инвалидами вследствие испытаний ядерного оружия” - это и есть пострадавшие от деятельности Семипалатинского полигона, - поясняет Ольга Васильевна. - Чиновники их называют “инвалидами по экологии”. Размер ежемесячного пособия для этой категории - 7,55 МРП (около 30 тысяч тенге). Раз в год - накануне Дня Победы - они получают единовременную денежную выплату из республиканского бюджета. В прошлом году сумма составила около 70 тысяч тенге. При уходе “инвалидов по экологии” из жизни их овдовевшие супруги получают право на ежемесячное пособие от государства (около 20 тысяч тенге). Наши пенсионеры рады даже таким небольшим деньгам. Но, чтобы их получать, необходимо доказать, что твое заболевание, приведшее к инвалидности, возникло вследствие испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне.
Что нужно сделать, чтобы доказать свое право? Во-первых, необходимо иметь на руках “полигонное” удостоверение, которое можно получить в местных исполнительных органах. А дальше следует обращаться в НИИ радиационной медицины и экологии, который в 2018-м вошел в структуру НАО “Медицинский университет Семей”. Еще с 2000 года в НИИ функционирует региональный межведомственный экспертный совет, который дает оценку связи заболеваний, инвалидности и смертности с воздействием радиационных факторов.
Первым делом человеку, претендующему на статус “инвалида по экологии”, предложат рассчитать его дозу облучения. Эта услуга в НИИ стоит 2000 тенге.
После этого экспертный совет устанавливает причинную связь заболеваний с воздействием ионизирующих излучений. За это придется отдать еще 4000 тенге.
На сайте НИИ радиационной медицины и экологии говорится о том, что расчет индивидуальных эффективных доз облучения конкретных лиц, сформированных в результате испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, проводится согласно методике, разработанной специалистами НИИ радиационной медицины и экологии и утвержденной Министерством здравоохранения в 2010 году.
К слову, существуют разные инструментальные методы определения дозы облучения. Один из них - метод ретроспективного определения дозы облучения по сигналу электронного парамагнитного резонанса эмали зуба. Но в семейском НИИ не проводят индивидуальную дозиметрию на том основании, что это очень дорого. Там используют расчетный метод, на котором и основана их методика. В зависимости от дозы облучения загрязненные территории разделили на пять зон: зону чрезвычайного, максимального, повышенного и минимального радиационных рисков и территорию с льготным социально-экономическим статусом. Для расчета индивидуальной дозы облучения нужно лишь “полигонное” удостоверение, где написано, в какой зоне радиационного риска проживал пострадавший во время испытаний на Семипалатинском полигоне с 1949 по 1990 год.
- К примеру, если человек проживал на протяжении всех этих лет в Семее, который относится к зоне повышенного риска, то у него максимальная индивидуальная доза облучения может быть 35 бэр. Соответственно, чем меньше он проживал на загрязненной территории, тем меньше будет доза, - поясняет глава ОО “Поколение”.
Между тем постановлением правительства утвержден список заболеваний, связанных с воздействием ионизирующих излучений. В их число вошли заболевания, напрямую связанные с острым радиационным поражением (лучевая болезнь, лучевая катаракта, лучевые дерматит и ожоги и т. п.), злокачественные новообразования, общесоматические заболевания (заболевания щитовидной железы, сердечно-сосудистой и кроветворной систем, дегенеративно-дистрофические изменения костно-мышечной ткани), врожденные заболевания и пороки развития. Почему же автоматически не давать государственное специальное пособие тем пострадавшим от полигона, кто имеет инвалидность по заболеванию из этого перечня? Зачем требуется расчет индивидуальной дозы облучения?
- Вот в этом вся загвоздка! - восклицает Ольга Петровская. - Экспертный совет опирается на исследования, где возникновение заболевания связывается с радиацией только при наличии определенной дозы. К примеру, по мнению ученых, рак легкого и молочной железы, осложненные артериальная гипертония и ишемическая болезнь сердца могут развиться, если индивидуальная доза облучения у пострадавших или их родителей 25 бэр и более. А заболевания сердечно-сосудистой системы, крови и кроветворных органов, щитовидной железы развиваются при 35 бэр и более. Если у пострадавшего доза недотягивает до этой цифры, то его заболевание не связывают с радиацией и, соответственно, его не признают так называемым инвалидом по экологии! Так, мой муж страдал сердечно-сосудистым заболеванием, которое входило в этот перечень. Но для назначения пособия ему не хватило бэр, потому что он приехал в наш регион в 1959 году. Его уже давно нет в живых…
Члену ОО “Поколение” Валерию СОРИНКИНУ удалось добиться того, что его индивидуальную дозу облучения пересчитали в сторону повышения.

- Я с 1998 года бессрочно являюсь инвалидом третьей группы по заболеванию щитовидной железы, которое входит в перечень заболеваний, связанных с ионизирующими излучениями. Но в то время для получения инвалидности по экологии мне не хватало бэр, - делится Валерий Иванович. - Изначально мне, как жителю зоны повышенного радиационного риска, рассчитали индивидуальную дозу облучения 35 бэр. Но моя работа была связана с длительными командировками в сельские районы, которые отнесли к зонам максимального радиационного риска. После того как мне это удалось доказать документально, мою дозу облучения повысили на 2,5 бэра. Этого хватило, чтобы мое заболевание связали с воздействием Семипалатинского полигона. В результате меня все-таки признали “инвалидом по экологии”.
А вот Владимиру СУЛЕМЕ так и не удалось этого добиться. Ему было всего 17 лет, когда в 1968 году его взяли помощником бурового мастера в геофизический отряд, который бурил скважины для ядерных зарядов в эпицентре полигона - на испытательной площадке “Дегелен”, где к тому моменту уже длительное время проводили подземные взрывы в шахтах и штольнях. Через полгода произошла авария, в результате которой Сулема подвергся мощному облучению. Еще в 2003 году НИИ радиационной медицины и экологии сделал заключение, что его индивидуальная доза суммарно превышает 100 бэр! У Владимира Михайловича диагностирована патология щитовидной железы, которая входит в перечень заболеваний, связанных с ионизирующими излучениями. Но он не может стать “инвалидом по экологии”, потому что ему не дают… даже третью группу инвалидности!

- Говорят, что не подхожу по критериям… - тяжело вздыхает мой собеседник.
Его состояние стало стремительно ухудшаться после смерти жены, которая была “инвалидом второй группы по экологии”. Сейчас вдовец кроме минимальной пенсии по возрасту получает лишь государственное специальное пособие как супруг лица, приравненного по льготам к инвалидам Великой Отечественной войны, - около 20 тысяч тенге…
- Хорошо еще, если инвалидность дали бессрочную, - делится Ольга Петровская. - Но при ряде заболеваний группу инвалидности нужно подтверждать каждый год. К нам приходила женщина, у которой был рак груди. После ампутации молочной железы ей дали вторую группу инвалидности. Связать заболевание с испытаниями на полигоне и получить инвалидность по экологии ей удалось без проблем. Но через какое-то время она говорит: “Мне сняли вторую группу, дали третью. Думаю, что в следующий раз вообще лишат инвалидности”. Так и произошло! После этого она потеряла и право на государственное специальное пособие как “инвалид по экологии”. В это же время ей резко стало хуже. Но у нее уже не было сил кому-то что-то доказывать. Вскоре она скончалась. А при вскрытии оказалось, что у нее были множественные метастазы!
В государственный регистр лиц, пострадавших от испытаний на Семипалатинском полигоне, вошли 374 103 казахстанца. По состоянию на март 2025 года живы были 238 247. Из них 176 061 проживал в области Абай.
- Понятно, что “инвалидов по экологии” лишь небольшой процент. Но многие, кто не имеет этого статуса, - полиорганные больные, нуждающиеся в помощи государства и не получающие ничего! - заключает Ольга Петровская.
Милана ГУЗЕЕВА, Семей

Милана ГУЗЕЕВА