880

Граждане... Кто хочет поработать?

Плохое обслуживание, некачественная уборка номеров и территории, отсутствие вежливости - вот далеко не полный перечень претензий туристов к отечественным курортам

Граждане...  Кто хочет поработать?

Почему же при довольно высоких ценах у нас такой слабый уровень сервиса? О необходимости повышения качества услуг говорится не первый год на самых разных площадках. И если в Бурабае, который посещают, только по официальным данным, 1,2 миллиона туристов в год, ситуация постепенно выправляется, то в других туристических локациях воз и ныне там...

Причин у проблемы немало. И ключевая - дефицит кадров. Причем не тех специалистов с высшим образованием, которых могут себе позволить разве что крупные отели (хотя и их не хватает), а самых обычных рабочих рук - горничных, кастелянш, поваров, официантов, посудомойщиков.

При этом отдых на берегах местных озер жители очень любят. Вот в Акмолинской области 64 водоема, где разрешено купание. На берегах самых крупных, к примеру озера Зеренда в 50 километрах от Кокшетау, немало уютных обустроенных зон отдыха. Летом свободных мест здесь нет даже в рабочие дни. И это несмотря на запредельную стоимость отдыха: сутки в двухместном номере или в домике с удобствами на берегу озера в среднем обойдутся семье из двух-трех человек в 60 тысяч тенге.

Но даже сейчас, в разгар туристического сезона, владельцы и арендаторы турбизнеса жалуются на нехватку кад­ров.

На небольшой, но уютной территории семейной зоны отдыха “Акданат”, принадлежащей ИП “Калипенова”, свободных мест нет. Вокруг настоящая сказка. Среди сосен уютные деревянные домики со всеми удобствами, на пляже деревянные лежаки с белыми балдахинами. Есть здесь и столовая, и массажный кабинет, и даже летняя игровая комната с тренажерами и настольным теннисом...

Предприниматель Айгерим КАЛИПЕНОВА рассказывает, что этот участок ее семья взяла в аренду на 25 лет, с 2015 года здесь постоянно что-то достраивают и улучшают. В итоге 33 номера обслуживают всего трое штатных сотрудников, еще несколько человек работают по договору. И, по словам Айгерим, недостающий персонал набрать никак не получается.

- Зарплаты у нас хорошие: горничная получает 200 тысяч, официант - 250, посудомойщица - 300. На сезон работникам предоставляем проживание здесь и бесплатное питание. Но желающих нет, - сетует Айгерим.

В чем же дело?

В том, что лето в Акмолинской области очень короткое - три месяца, из которых половину июня и половину августа купаться позволяют себе только самые закаленные. Так что большинство зон отдыха здесь работают сезонно - с мая по сентябрь. То есть с мая по сентябрь получаешь свои 250 тысяч, а на зиму хоть в спячку впадай...

Есть проблема с кадрами и у детского лагеря “Парус”. Управляющая лагерем Асель АБАЙДУЛЛАЕВА рассказывает, что здесь работают около 25 сотрудников без учета вожатых, восемь человек в штате, остальные - кухрабочие, повара, официанты - по договору. Чтобы уменьшить дефицит, а особенно не хватает поваров, спортивных инструкторов, по договоренности с местными колледжами приглашают на работу выпускников и старшекурсников.

- Условия работы неплохие: работают посменно, зарплата около 20 тысяч тенге за смену. С местными тяжелее всего: заболел, не вышел, мама не пустила. С теми, кто живет на территории, легче. Но нехватку рабочих рук ощущаем всегда, - рассказывает Асель.

На отсутствие персонала жалуются и те предприниматели, чей бизнес работает круглый год. Например руководство придорожной зерендинской гостиницы “Керемет”. С 2022 года, когда было построено здание гостиницы, она завоевала популярность у гостей. И днем и ночью сюда приезжают туристы, дальнобойщики - пришлось даже увеличивать количество спальных мест в номерах. Хвалят и здешнюю столовую.

Но... с работниками трудно. Из шестерых штатных сотрудников одна женщина приезжает на работу из Кокшетау, другая - из села Викторовка. Местные работать не хотят, хотя нужны еще один повар, кочегар...

И если бизнесу как таковому государство оказывает поддержку - возмещает затраты на строительство объектов, помогает субсидиями, то кадровый вопрос приходится решать самостоятельно. При общем дефиците трудовых ресурсов на севере страны нехватка рабочих рук сказывается в первую очередь на уровне сервиса. А предприниматели, стремясь заработать в короткий летний сезон, не в состоянии ни содержать персонал круглый год, ни платить сотрудникам столько, чтобы они могли остаток года не работать.

И, похоже, такое положение дел не изменится, пока туризм здесь остается сезонным и востребованным лишь у местных жителей.

Руководитель Акмолинского областного управления туризма Андрей ПОДГУРСКИЙ считает, что в такой небольшой курорт­ной зоне, как Зеренда, рассчитывать на бурное развитие не приходится.

- Учитывая, что посещают Зеренду всего около ста тысяч человек в год, содержать там большие отели, которые необходимо отапливать зимой, нерентабельно. Проводить на берега озера водопровод и канализацию тоже никто не будет: эти колоссальные затраты никогда не окупятся, поэтому и развивается в основном туризм выходного дня. При этом в течение трех последних лет предприниматели Зерендинской курортной зоны получили в качестве мер господдержки более 100 миллионов тенге. Это и возмещение 10 процентов затрат на строительство объектов размещения, и покрытие 25 процентов стоимости автобусов для перевозки туристов, и ежемесячные выплаты на содержание санитарно-гигиенических узлов, - рассказывает Подгурский.

По его словам, поток туристов в Зеренду все-таки растет на 10-15 процентов ежегодно. К тому же строится новая трехполосная дорога Кокшетау - Зеренда с реверсивным движением, которая должна улучшить транспортную доступность курорта. Возможно, вскоре это даст новый импульс развитию туризма в Зеренде.

Однако, поможет ли это привлечь в живописные леса желающих поработать, большой вопрос...

Владислава КОКОРИНА, Кокшетау

Поделиться
Класснуть