2326

В состоянии дефекта

С июня казахстанцы смогут не платить за тот участок трассы, где обнаружен дефект в дорожном полотне. Кто станет “санитаром” дороги и сможет указывать на проблемные участки? И как будет производиться перерасчет?

В состоянии дефекта

Скидка на ямы

Изменятся правила взимания платы за проезд по автомобильным дорогам общего пользования республиканского значения в Казахстане. Обещали, что действовать новый способ расчета начнет в июне. Но в каких числах, неизвестно. В комитете автомобильных дорог Минтранспорта объясняют: ждут визы от министерств нацэкономики, финансов и юстиции.

Новой опцией надеются убить двух зайцев и подружить интересы пользователей дорог и тех, кто за них отвечает. Первых, считают чиновники, скидки на ямы расположат к системе платности в принципе, и они растают от качества сервиса. А вот дорожников недостача в платежах стимулирует оперативнее реагировать на дорожные дефекты и не мешкать с ремонтными работами.

И, конечно, определенную роль в ее внедрении сыграло недовольство граждан тем, что все больше дорог в стране относят к категории платных. Так, только в 2025 году планируют перевести на самообеспечение еще 6,2 тысячи километров дорог.

Приведем здесь один местный, но очень наглядный скандал: участок Костанай - Денисовка (151 километр) планировали сделать платным на 20 лет, уже и приказ соответствующий вывесили на портале “Открытые НПА”. Но люди возмутились: по закону платной может стать трасса, где обеспечен повышенный уровень безопасности и нет очевидных огрехов в полотне и инфраструктуре, а на этой дорогеямы, выбоины и колеи, проседание дорожного полотна. Возмущение рядовых автовладельцев поддержали юристы - ОО “Правозащитный центр Костанайской области” обратилось с иском в суд, оспаривая правомерность перевода дороги в категорию платных.

Впрочем, добились возмущенные автомобилисты лишь временной отмены платности. На проблемные участки выехала комиссия, специалисты отметили, где будут проводить ремонт, и даже начали работы. С их окончанием вернется и оплата.

Как будут считать?

Перерасчет платы за проезд на участках с дефектами будет производиться в автоматическом режиме. Сис­тема зафиксирует временное прекращение взимания платы на проблемном участке и учтет это при расчете итоговой суммы для пользователя. Обещают, что все это произойдет, пока автомобиль доберется из пункта А в пункт Б.

Впрочем, очень уж ощутимой экономия не станет.

При анонсировании новой опции в ведомстве приводили весьма туманную калькуляцию. И найти хоть какой-нибудь механизм расчета ям и колдобин в проекте приказа, который только 26 мая был снят с “Открытых НПА”, мы не смогли.

- Если на платной дороге протяженностью 100 километров зафиксируют дефект­ный участок в 5 километров, то водитель получит счет за 95 километров, - сообщила официальный представитель Минтранспорта Ляззат СТАМГАЗИЕВА.

Для справки: сегодня на стоимость проезда по платной дороге влияет то, на чем вы едете и как платите. Некоторые трассы относятся к дорогам первой и второй технических категорий. Проезд для легковых авто по ним бесплатный, но грузовики и автобусы должны платить. Для легковых авто при оплате авансом километр стоит 2,2 тенге, если платить по факту - 2,5.

- Действовать новая мера будет с момента начала ремонта на дефектном участке - с этого времени вся ответственность за содержание дороги переходит на подрядчика, поэтому и плата взиматься не будет. Но, если дефект на дороге несет реальную угрозу безопас­ности движения, мы рассмотрим меру не взимать плату за проезд по нему, - пытается объяснить новую опцию заместитель председателя комитета автомобильных дорог Жамбул БАХТИЯР.

Есть ощущение, что сотни нюансов ее применения не учли пока даже в министерстве, инициировавшем приказ.

- Перекрывать полностью движение на четырехполосной дороге мы не станем - для среднего ремонта будут закрывать поочередно по одной полосе. Будет снижен скоростной режим, и на момент ремонта на всем перекрытом участке не станет взиматься плата, - продолжает спикер.

Но как будут отнимать ямы из тарифа - по фактической квадратуре дефекта или с учетом ограничительных мер? Ведь, чтобы не случилось беды, водителей необходимо загодя предупреждать о закрытии определенного участка. Получается, движение ограничивается на протяжении сотен метров до проблемной точки.

- Хороший вопрос! Действительно, на 100 километров - одна яма, она ведь не будет стоить 0,01 тенге. Это мизер. Возможно, нам придется пересмотреть методики расчета, - пообещал собеседник.

Считать ямы лучше хором

Могу ли я сигнализировать об опасной яме, глубокой колее или пугающей трещине?

Да. Своими наблюдениями пользователь может поделиться с cаll-центром АО “НК “Каз­АвтоЖол” по номеру 1403, а также через платформы электронного правительства, такие как eOtinish.

Однако одного обращения для признания участка дороги дефектным недостаточно. Но сколько человек должны будут оставить на дороге подвеску, а на сайте жалобу - пять или 50 тысяч, чтобы на яму обратили внимание члены межведомственной комиссии, не уточняется. При этом в комиссию, которая будет принимать решение, войдут специалисты АО “НК “КазАвто­Жол”, Национального центра качества дорожных активов и полицейской службы.

- По итогам составляется акт. На его основании и будет приниматься решение о временной приостановке платности на конкретном участке до устранения выявленных недостатков. Диагностика автодорог у нас проводится ежегодно - она и позволит определить план работ. Все они будут проводиться постепенно, - ответил Жамбул Бахтияр.

Что посчитают браком

О новой норме по платности для плохих дорог глава “КазАвтоЖола” Дархан ИМАНАШЕВ говорил еще в конце прошлого года. При этом, выступая на брифинге в СЦК, он отнес к дефектам любое некачественное предоставление услуг: затор, очистку снежного покрова или ремонтные работы, уточнив, что временно бесплатной станет не вся трасса, а лишь означенный проблемный участок.

В Минтранспорта разъясняют - цитируем: “Под дефектами дорожного покрытия, при наличии которых может быть принято решение о временной отмене взимания платы за проезд, понимаются физические повреждения проезжей части, влияющие на безопасность и комфорт движения. К таким дефектам относятся ямы, выбоины, трещины, колейность и разрушения покрытия, подтвержденные комиссионным обследованием”.

Чтобы не очень проваливались

Оценивать дефекты дорожного полотна станут, руководствуясь стандартом СТ РК 1912-2023 “Автомобильные дороги и улицы. Нормы и требования к эксплуатационному состоянию”, утвержденным приказом комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции от 21 ноября 2023 года №420-од. Он устанавливает допустимые размеры дефектов дорожного покрытия и сроки их устранения.

По стандарту на устранение дефектов на дорогах первой и второй категорий (к которым относятся платные трассы) дано пять суток. Но есть в стандарте разбивка и по категории повреждений. Так, выбоина, просадка или пролом длиной 15 см и более и глубиной 5 см и более должны быть устранены на дорогах указанных выше категорий в срок от одних до пяти суток. На устранение колеи длиной 100 метров отведена неделя. Утраченные, испорченные дорожные знаки (хотя в Минтранспорта дорзнаки и разметку дефектом дороги и поводом не платить за нее вопреки стандарту не посчитали) должны вернуть на место в течение суток, а вот поправлять стершуюся разметку могут и месяц.

Гарант сомнительного качества

Жамбул Бахтияр указал, что общий срок службы дороги по нашим нормативам - 20 лет.

- Но, если при ремонте и реконструкции дороги полностью убирается весь слой полотна и мы строим с нуля “землянку”, гарантийный срок мы устанавливаем в пять лет. При среднем ремонте гарантийный срок от года до пяти лет. Но по рекомендации антикоррупционной службы мы хотим увеличить его также до пяти лет, - ответил Жамбул Бахтияр. - Кроме того, на сегодня наш контракт предусматривает продление гарантийного срока еще на два года для подрядчика, если на дороге обнаруживаются дефекты. Мы продвигаем практику, чтобы принимать участки в эксплуатацию после завершения гарантийного периода. На гарантии сегодня находятся участки БАКАД, Узынагаш - Отар, Алматы - Астана, Атырау - Астрахань, Талдыкорган - Усть-Каменогорск.

Тем временем эксперты оценивают качество платных дорог в стране как довольно низкое и не соответствующее их коммерческому статусу. Глава ОО “Ассоциация безопасности дорожного движения “Общая дорога” Арсен ШАКУОВ имеет на этот счет четкое мнение: платной трасса может считаться, если построена с нуля, причем без привлечения подрядных и субподрядных организаций - так можно избежать заниженных цен на тендерах. Тем не менее действующие тарифы эксперт считает низкими, дохода с платных трасс не хватает на их обслуживание. Он настаивает: платные дороги вообще не могут существовать без их бесплатной альтернативы - такой же безопасной, оснащенной инфраструктурой, разве что более протяженной. На деле же альтернативы платным трассам зачастую нет. Яркий пример - невозможность добраться из Алматы до Конаева в объезд платника.

Юлия ЗЕНГ, рисунок Игоря КИЙКО, Алматы

Опрос в тему

Если дорожники станут получать меньше денег из-за ям и колдобин, будут ли они дотошнее проводить ремонт?

- Конечно, тут и дефицит в бюджете, и народный контроль.

- Скидка на ямы мизерная, она и водителям ничего не даст, и дорожникам позволит забить на ремонт.

- Еще хуже станет - небольшое послабление в тарифах приведет к их росту в будущем.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

В каком случае вы отправите видео с нарушением ПДД в соответствующие органы, чтобы наказали нарушителя?

- Отправлю, если меня сильно возмутит его поведение, и вознаграждения мне не надо...54%

- Буду отправлять регулярно, чтобы навести порядок на дорогах. От вознаграждения не откажусь - я же трачу на это свое время.....................................25%

- В полицию не буду отправлять, но в соцсети выложу................................................5%

- Не буду никуда отправлять, не мое это дело.........................................................16%

Поделиться
Класснуть