Если бы рыба заговорила
Существование рыбы в реке Жайык находится под глобальной угрозой.

Странные и противоречивые действия комитета рыбного хозяйства Минсельхоза удивляют не только специалистов рыбоохраны, но и учёных, на которых ссылается сам комитет. Они уверены: при таком подходе рыбы в реке в ближайшие несколько лет не останется вовсе. Тем не менее в комитете убеждают, что делают всё, чтобы увеличить поголовье рыбьего стада, состав и улучшить условия его существования
Сдвигать, но не в ту сторону
История началась три года назад. В 2022-м комитет рыбного хозяйства неожиданно для всех сдвинул сроки охраны нерестящихся рыб в бассейне реки Урал. До этого момента на Урале было запрещено появляться даже с удочками уже с 10 апреля до середины июня, теперь же рыбная ловля запрещена лишь с 15 мая. Рыбинспекция Западно-Казахстанской области тогда была весьма озадачена: по новым правилам под ударом оказалось все маточное поголовье, идущее на нерест (см. “Запрет сдвигать - не икру метать”).
Ученые, рассматривавшие ситуацию под всеми возможными углами, тоже были в недоумении. Абсолютно никаких предпосылок к переносу сроков путины на месяц не было.
Местный филиал ТОО “Научно-производственный центр рыбного хозяйства”, к которому комитет обращался за научными советами, однозначно рекомендовал не городить огород, а оставить все как есть. Более того, исследователи рыбинспекции уже тогда говорили, что сроки нужно действительно передвигать, но... в противоположную сторону.
- При областной инспекции рыбоохраны есть рыбный отдел, который уполномочен комитетом рыбного хозяйства к проведению ихтиологических исследований, - рассказывает бывший руководитель контрольно-инспекционного отдела управления рыбной инспекции по ЗКО Николай РАЗВАРОВ.

- В связи с потеплением климата и аномальной жарой, которая была и у нас, и в Атырау в последние годы, было понятно, что сроки нереста начинаются еще раньше. Мы рекомендовали перенести сроки путины на третью декаду марта. Законом предусмотрено право местных уполномоченных органов на перенос сроков путины в зависимости от климатических условий. Я неоднократно говорил на совещаниях разного уровня о том, что начало путины нужно передвинуть на 25 марта. Именно в это время начинают идти на нерест хищники: щука, судак, окунь, жерех. Потом второй волной идут карповые. И именно в это время рыбу нужно защищать. Она идет огромными косяками. Главная ее задача - отметать икру, оставить потомство. Но сроки сдвинули в противоположную сторону. И теперь получается, что именно в то время, когда требуется максимальная защита, ее мало того что никто не охраняет, не узаконен даже промышленный вылов.
Несколько слов про хоминг
Подавляющее количество видов рыб, обитающих в Каспийском море, в нем не нерестится. В морской воде она гуляет, нагуливает вес, растет. Но на икромет всегда старается уйти в пресную воду - во впадающие в Каспий реки. Для Казахстана это Урал. Поднимаясь на сотни километров вверх по течению, рыба старается прибыть к тем местам, где появилась на свет из икринок сама. Научно это называется эффектом хоминга.
- Она поднимается туда, где пресная вода, где благополучный субстрат нереста. И третий фактор: пока малек скатывается к Каспию, он успевает подрасти, для него уже не так опасны хищные рыбы. Фактически он скатывается в этот общий котел в достаточно осознанном состоянии, - объясняет Николай Еремеевич.
Во время нереста рыба идет вверх сплошным потоком. Рыбаки говорят: когда весло не тонет. Это значит, если бросить весло в реку, оно останется на поверхности из-за рыбьих спин. Чем выше по реке - тем больше воды, тем меньше плотность рыбьих косяков. Но в дельте - на входе в море - гораздо мельче. И именно здесь ее уже три года как разрешено ловить в период, когда рыба наиболее беззащитна. А самое главное, ее вылавливают в момент, когда она еще не отметала икру, не дала потомства.
У частиковых пород рыб каждый такой вылов во время нереста откидывает развитие, размножение вида примерно на пять лет. В Урале икряную рыбу ловят уже три года. Значит, восстановление позапрошлогоднего поголовья возможно только через 15 лет. А учитывая весь варварский подход к реке и ее богатствам, мы рискуем уже в ближайшие 10-15 лет остаться вообще без рыбы.
- За последние десять лет у нас практически исчезли судак и жерех, - сетует Николай Разваров. - Другой рыбы стало меньше. Дошли до того, что стали считать карасей, синца и другую бросовую рыбу, которая вообще раньше в лимите на ловлю не учитывалась. Это потому что другой рыбы практически не осталось.
Кто виноват?
Кто или что заставляет обходиться подобным варварским образом с природными ресурсами, достоверно сказать сложно. Но некоторые соображения имеются.
В феврале 2021 года в комитете рыбного хозяйства был назначен новый руководитель - Нариман ЖУНУСОВ. Он родился в 1981 году, в 2003-м окончил Омский государственный аграрный университет, в 2007-м - Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза. С 2007 года работал в Минсельхозе на различных должностях, в основном связанных с рыбным хозяйством. В 2019-м окончил Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина по специальности “рыбное хозяйство и промышленное рыболовство”. То есть заподозрить чиновника в незнании вопроса сложно. Однако именно при нем было принято то самое решение о переносе сроков запрета.
Отметим, что в июне прошлого года Нариман Жунусов вместе с начальником управления охраны рыбных ресурсов Ерасылом СУЫКБАЕВЫМ был осужден за получение взяток. Экс-руководитель комитета получил шесть лет лишения свободы. В марте этого года в комитет рыбного хозяйства назначен новый бастык. Однако дело прежнего по-прежнему живет и здравствует.
Немного статистики
Согласно данным Жайык-Каспийской бассейновой инспекции, в 2021 году (до назначения Жунусова) квота на вылов рыбы частиковых пород в реке Урал в Атырау составляла 5103 тонны. Однако выловлено было лишь 1234 тонны. Какие цели преследовал новый руководитель, достоверно, конечно, неизвестно. Это могла быть какая-то личная заинтересованность, возможно, была попытка доказать свою дееспособность. Но в итоге, вместо того чтобы озаботиться восстановлением рыбного поголовья, комитет во главе с новым руководителем просто увеличил срок добычи рыбы, варварски растянув его на время нереста.
И цифры того года действительно впечатлили. При квоте 3500 тонн было выловлено без малого 3200. Причем по некоторым видам рыб, в частности по судаку, вобле, чехони и лещу, цифры взлетели сразу в несколько раз и составили практически 100 процентов. Однако уже следующий год показал, как неправы были чиновники. При квоте 4117 тонн атырауские рыболовы выловили всего 980 тонн рыб частиковых пород. Воблу недоловили вдвое, чехони - в три, карася - в четыре раза меньше, чем планировали. Еще хуже оказалось с судаком - 34 тонны вместо планируемых 250, с сазаном - 30 тонн против плана в 222, с жерехом - вместо 325 тонн смогли выловить только 45.
Прошлогодние цифры по рыбе, конечно, были получше, ведь река поднялась на небывалую высоту - значит, были созданы невероятно благоприятные условия для ихтиофауны. И все равно по большинству видов рыб вылов недотянул даже до половины квоты.
И вот тут бы комитету призадуматься и прислушаться к мнению ученых, которые с самого начала говорили о том, что сроки путины перенесли не туда. Но, как в плохой сказке, опыт прошел мимо высоких умов. И в этом году срок запрета на вылов рыбы оставили без изменения.
При этом поражает наивность, с которой сотрудники комитета рыбного хозяйства утверждают, что действуют в интересах дела.
Ответ ученых, чьи рекомендации обязаны принимать к сведению в комитете рыбного хозяйства: “В 2024 году для Западно-Казахстанской области ихтиологами были разработаны специальные рекомендации, учитывающие местные природно-климатические условия и соответствующие им сроки нереста местных видов рыб. Ихтиологами рекомендовано ограничить лов рыбы на реке Жайык в Западно-Казахстанской области на период с 10 апреля по 15 июня. В настоящее время данные рекомендации находятся на утверждении в комитете рыбного хозяйства”.
Ученые однозначно дают понять, что сроки путины нужно вернуть хотя бы на прежнее время.
Ответ от комитета рыбного хозяйства
“Перенос сроков запрета на вылов рыбы в реке Жайык в Западно-Казахстанской области был основан на научных исследованиях и рекомендациях ихтиологов.
Специалисты проводят мониторинг гидрологических условий, температуры воды и поведения рыбных популяций. На основании этих данных определяются оптимальные сроки нереста и разрабатываются меры по регулированию промысла, чтобы обеспечить максимальную защиту рыб во время размножения.
Решение о переносе сроков запрета было принято с учетом объективных данных и направлено на сохранение и устойчивое воспроизводство водных биоресурсов. При этом контроль за соблюдением правил рыболовства остается приоритетной задачей ведомства”.
Комитет рыбного хозяйства упорно читает рекомендацию ученых в каком-то своем, параллельном видении ситуации.
Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск