4721

Той без излишеств: реально ли это?

Нужен ли в Казахстане закон об ограничении расходов на проведение торжеств, какой собираются принять в Кыргызстане?

Той без излишеств: реально ли это?

В Кыргызстане парламент обсуждает законопроект, который ставит пределы традиционным тоям и поминкам:в нем лимиты на число гостей, подарков, запрет на массовый забой скота и регламент на использование автомобилей. Казахстан, где тои нередко становятся причиной долговых ям, тоже мог бы взять на вооружение эту практику. Но готовы ли к этому общество и власть?

Лимит на гулянку

В Кыргызстане это уже вторая попытка взять тои под контроль. Еще в 2018 году тогдашнее Минкультуры предлагало сократить время их проведения до трех часов, а число гос­тей - до 150. Однако инициатива была отклонена большинством голосов парламентариев. По слухам, депутаты голосовали против из-за того, что многие из них владели тойханами и зарабатывали на мероприятиях.

На этот раз законопроект разработали сами депутаты. Он носит название “Об ограничении расточительства при проведении обрядов, торжеств и традиций в Кыргызской Республике”. Документ, например, во время похорон не ограничивает числа участников, но регламентирует забой скота. На третьи сутки разрешается поминальный обед с забоем не более одного животного. Кроме того, планируется запретить проведение поминок на 3-й день, 7-й, 40-й и годовщину.

Для свадеб предлагается лимит в 250 гостей и разрешение на забой одной головы крупного рогатого скота. Депутаты также выступили против дарения одежды, гостинцев и угощений для сватов. За нарушение предусмотрены штрафы.

В соцсетях казахстанцы активно обсуждают инициативу соседей. В комментариях - призывы принять аналогичный закон и в нашей стране. Многие отмечают, что это помогло бы тем, кто хотел бы отказаться от пышных приемов, но не может из-за ұят (стыд перед обществом).

Кстати, Узбекистан ввел такие ограничения еще в 2019 году. В Казахстане же этот вопрос остается спорным…

Традиции против экономии

Среди казахстанских политиков такой законопроект пока встретил стойкое сопротивление. Мажилисмен из партии “Ауыл” Анас БАККОЖАЕВ заявил, что той - важная часть национальной идентичности, а запреты на них являются тоталитаризмом.

- Казахстан - гостеприимная страна. Это наш менталитет, наш бренд! Этим мы отличаемся от 200 других стран! Мы единственные, кто после любого тоя раздает саркыт (угощение, которое раздают гостям после застолья). Да, экономика пока не на том уровне, чтобы все могли позволить себе пышные тои, но это не повод от них отказываться. Напротив, именно тои сделали национальную одежду модной, дали работу артис­там, музыкантам, организаторам мероприятий. Они поддерживают творческую индустрию, - перечис­лил плюсы народный избранник.

Аргумент о том, что многие семьи влезают в долги ради организации свадьбы или поминок, депутат отверг. По его словам, люди на тоях дарят подарки, за счет которых многие семьи окупают мероприятие.

А как насчет моды на верблюдов и на трон, на котором любят вносить виновников торжества в банкетный зал?

- Мы кочевой народ, нам близки животные, и нет ничего странного в том, что они появляются на торжествах, - считает депутат.

Представитель партии Respublica 39-летний мажилисмен Олжас КУСПЕКОВ также высказался против законодательного ограничения расходов на тои. По его мнению, в Казахстане растет осознанность населения и жесткие запреты не нужны.

- За два года, что я работаю в парламенте, здесь не было никаких корпоративов, никаких вечерних банкетов. Даже аузашары мы проводим в депутатской столовой - и очень скромно. Общий тренд в обществе такой: люди становятся скромнее, и это правильный вектор, - отметил он.

Куспеков напомнил, что в Казах­стане принят закон, ограничивающий закредитованность населения. Теперь банки не могут выдавать граж­данам новые займы, если у них уже есть финансовые обязательства. В случае если банк выдаст кредит без оценки платежеспособности, а потом человек объявит себя банкротом, долг ляжет на сам банк. Это, по мнению депутата, поможет сократить количество тоев “в долг”.

Торт на шымкентской свадьбе от кондитера Рената Агзамова стоимостью 179 000 долларов.

Откуда корни

В Казахстане часто спорят: одни считают, что пышные торжества - это наша вековая традиция, другие уверены, что привычка к широкому размаху появилась только в последние десятилетия, когда страна переживала экономический бум. Историк Зиябек КАБУЛЬДИНОВ поставил точку в этом вопросе.

По его словам, традиции проведения тоев и поминок среди казахов и их предков - кипчаков, средневековых тюрков, гуннов, саков - никогда не регулировались государством.

- Каждый человек в меру своей состоятельности сам решал, на каком уровне проводить той: приглашать 100 человек или 10 тысяч, забивать пять лошадей или 50. Это был его выбор, и никаких ограничений не существовало, - рассказывает он.

По его словам, история знает примеры огромных асов (поминальных мероприятий), на которые собирались тысячи людей, а забой скота исчис­лялся сотнями голов. Даже Российская империя, которая к началу XX века сделала Казах­стан классической колонией, не вмешивалась в этот вопрос.

- Например. Машхур Жусуп КОПЕЕВ писал, что в эпоху Абылай хана казахи были настолько богаты, что могли позволить себе иметь несколько жен. Шокан ВАЛИХАНОВ отмечал, что до начала XIX века казахское общество жило в достатке. Офицер Говердовский сообщал, что даже бедный казах в то время владел 100 лошадьми и 1000 овец, - продолжает историк.

Однако в советское время ситуация изменилась. Большевики начали экспроприацию имущества и скота. В 1928 году более тысячи казахских баев, которые были хранителями обы­чаев, выслали в другие округа и за пределы Казахстана. Это привело к катастрофическим последствиям: к 1933-му поголовье скота в Казахстане сократилось в 10 раз. Казахские аулы обеднели, людей загнали в колхозы, а времени и ресурсов для проведения масштабных тоев просто не осталось. Семейные торжества стали проводиться тайно, чтобы избежать преследования властей. То есть период масштабных тоев был насильственно прерван в XX веке, а затем традиция восстановилась уже после распада СССР. А вот необычные элементы - троны, верблюды, лимузины и другие вычурные новшества на современных тоях Кабульдинов считает далекими от исторической традиции:

- Раньше на трон сажали только чингизидов, султанов, которые становились ханами. А сейчас чиновников усаживают на белых коней… Это уже не традиция, а карикатура на нее!

Однако регулировать это законами историк считает неправильным. По его мнению, этот процесс должен происходить естественным путем: СМИ и блогеры должны поднимать тему расточительности, а историки объяснять истинное значение традиций.

Запреты не сработают

Что интересно, даже экономисты считают законодательное регулирование бессмысленным. Арман БАЙГАНОВ отмечает, что запреты приведут лишь к злоупотреблениям:

- Представьте, нужно контролировать каждый ресторан, проводить проверки, судиться за нарушения. Это огромные издержки! В итоге люди просто начнут устраивать тои за границей - в Турции, Дубае. Деньги, которые могли бы остаться в экономике страны, утекут за рубеж.

Кстати, филолог Оралбек ОТЕГЕНОВ из Актобе, который еще пять лет назад в соцсетях активно, но безуспешно призывал власти запретить пышные торжества, считает, что в Казахстане слишком сильное лобби ресторанного бизнеса и шоуменов.

- В ближайшей перспективе такие законы у нас точно не примут, - с горечью сказал он газете “Время”.

Пока парламент не спешит вводить запреты, на юге страны пытаются навести порядок собственными силами. В центре “Руханият” и историковедения имени Муртазы в Таразе решили разработать специальный кодекс проведения тоев. Методика будет содержать четкие рекомендации по продолжительности торжеств, меню (ограничение количества блюд, чтобы избежать пищевых отходов), по развлекательной программе (какие традиционные игры и конкурсы допустимы, а какие нет) и ограничению излишеств (запрет на экзотические элементы вроде верблюдов на свадьбах).

- Тои в последнее время превратились в гонку за роскошью. Сейчас на стол ставят по три-четыре горячих блюда, иногда до шести доходит! На свадьбах устраивают целые шоу, заводят лошадей, верблюдов, собак. Это уже перебор. Мы хотим вернуть культуру тоев в разумные рамки. Сама инициатива исходит от аксакалов области и поддержана акимом области Ерболом КАРАШУКЕЕВЫМ, - рассказал директор культурного центра Жасулан АБДЫХАЛЫК, отметив, что методика будет носить рекомендательный характер.

Кроме того, в Таразе хотят создать ассоциацию тамады, куда войдут уважаемые артисты, деятели культуры и опытные ведущие. Она будет регулировать работу молодых асаба, чтобы те не устраивали на свадьбах откровенно нелепые или оскорбительные шоу.

- Сейчас тамада иногда откровенно издевается над гостями. Это становится вирусным в соцсетях и портит культуру свадеб. Поэтому мы проведем первый форум асаба в марте, где расскажем о правильной организации мероприятий, - сообщил Абдыхалык.

Кроме того, будут организованы встречи с владельцами ресторанов, чтобы объяснить необходимость новых стандартов. По словам директора цент­ра, тои стали финансовым бременем для многих казахстанцев.

- Только в одном Таразе от 80 до 100 ресторанов ежедневно проводят свадьбы, иногда они длятся неделю! Количество гостей доходит до 400 человек! И так происходит круглый год. Залы в ресторанах уже сейчас забронированы до сентября. При этом вход в ресторан обходится минимум 10 000 тенге на человека. Подарок - еще 10 000 тенге. Люди с зарплатой 85 000 тенге тратят на тои до 60 000 в месяц! Поэтому у нас никогда не опускается цена на фрукты, овощи, - отметил он.

По мнению инициаторов, если хотя бы 10 процентов ресторанов и ведущих тоев последуют новым рекомендациям, то постепенно культура общества поменяется.

Гулять, но не шиковать

Президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ обратил на эту тему внимание еще в 2018 году, будучи спикером сената. “Поддерживаю дис­куссию в казахских СМИ о новых подходах к проведению свадебных и других торжеств. Необходим новый формат, чтобы избавиться от набившей оскомину тщеславной расточительности, рос­коши”, - призывал он в Twitter.

А уже в качестве президента Токаев заявил: “Время тоев уходит. Наступает время разу­ма, науки, знаний, труда”.

Тогжан ГАНИ, Астана

Поделиться
Класснуть