2251

Как вернуть земельные доли?

Уже четыре года этим вопросом задаются три семьи из Бурабайского района Акмолинской области. И всё это время продолжаются судебные тяжбы из-за паевых земель между ними и руководством ТОО “Агрофирма “Веденовка”

Как вернуть земельные доли?
Иван КУЛЯВЕЦ и Александр ТИХОНЕНКО (справа).

Владельцы земельных долей хотят выйти из состава ТОО и обрабатывать свою землю самостоятельно, но сначала им предложили вмес­то земли денежную компенсацию, а потом и вовсе вывели из состава товарищества ни с чем.

Иван КУЛЯВЕЦ и Александр ТИХОНЕНКО рассказывают: думали, проблем с выходом не будет - напишем заявления и будем сами себе хозяева. Но не тут-то было.

В январе 2021 года, когда семьи Александра, его сестры и Ивана Кулявца решили выйти из состава товарищества, было созвано внеочередное собрание ТОО. Руководство решило изменить устав компании и внес­ло пункт о том, что “общее собрание обладает преимущественным правом выбора способа компенсации доли выходящему участнику и вправе по своему усмотрению заменить выдел доли (пая) в натуре на равно­значную выплату стоимости данной доли...”.

- Они приняли решение вывести нас из состава ТОО “Агрофирма “Веденовка” не с землей, а с денежной компенсацией. Мы не согласились и начали судиться, - рассказывает Александр. - Оспорили порядок выхода из ТОО. Выиграли. Потом подали иск о том, что устав ТОО был изменен незаконно. Выиграли и суд, и апелляцию. Тем не менее пока шли суды, руководство ТОО изменило уставный капитал товарищества, исключив нас, и даже провело перерегистрацию. В итоге получилось, что мы остались без денег и без земли...

Александр и Иван показывают документы. Решением специализированного межрайонного экономического суда Акмолинской области еще 9 августа 2023 года признаны незаконными решения внеочередного собрания участников товарищества от 29 января 2021 года. Как установил суд, этот пункт устава противоречит Земельному кодексу. А так как все остальные решения ТОО были основаны на этом пункте устава, они признаны не соответствующими законодательству. В сентябре 2023-го судебная коллегия оставила это решение без изменения, апелляцию - без удовлетворения.

Еще одно решение СМЭС в июне прошлого года снова было вынесено в пользу пайщиков. В нем решение внеочередного общего собрания об отказе выделить земельные участки в натуре признается недействительным. Буквально на днях завершился очередной судебный процесс, и снова суд встал на сторону трех семей, требующих вернуть им землю.

Однако исполнять эти судебные решения никто не спешит.

- Считаю, что ответчик совершил рейдерский захват земель, - говорила на заседании суда представитель пайщиков Альмира БАХЫТБЕК. - Моих доверителей попросту выкинули из товарищества, а потом, вводя в заблуждение государственные органы, зарегис­трировали компанию с новым составом участников. ТОО “Агрофирма “Веденовка” только за 2023 год получило около 5 млрд тенге дохода - налогов в бюджет было выплачено около 600 млн. Получается, что ТОО пользуется землей и получает прибыль, грубо нарушая права людей, владеющих этой землей.

Александр Тихоненко рассказывает, что раньше Веденовка была крупным семеноводческим совхозом. После приватизации у каждого сельчанина была бумага с кадас­тровым номером участка, где располагался его земельный пай. Однако сейчас паи не персонифицированы, кадастровый номер для всей земли ТОО один, общий. Да и сами земли составляют лишь малую часть уставного капитала.

- Сейчас более 90 процентов имущества принадлежит не пайщикам, а ТОО. Как нам объяснили юристы, это делалось повсеместно: есть земля всех пайщиков и есть человек, который входит в ТОО, к примеру, с одним трактором. Но в документах этот трактор будет составлять 90 процентов капитала компании, а земельные доли - 10 процентов. В итоге получается, что у руководителя пре­имущественное право голоса, а люди не при делах, - возмущается Александр.

Например, доля матери Ивана Кулявца составляет около 0,05 процента уставного капитала ТОО, а это 108 га земли, у Александра 69 га - всего 0,0304 процента. При этом всего у товарищества 18 тысяч гектаров...

- У меня на подворье скот, его нужно кормить. Того, что давали за паи (в качестве дивидендов), не хватало. А с тех пор как нас незаконно вывели из состава товарищества, мы вообще ничего не получаем. Земля нужна, чтобы сеять корма, сено косить, - говорит Иван Кулявец.

- Когда в 2017 году пришел новый учредитель Талгат ЕСКЕНДИРОВ, мы сначала думали: может, человек хозяйственный... Но по факту, как я узнал, хозяйство два раза пытались заложить. Поэтому и решил забрать свою землю и работать на ней сам, - объясняет Александр. - Вокруг нас ни одного сельского округа не осталось, где бы земля принадлежала пайщикам, как раньше. Ее закладывают, а потом она переходит банку.

По словам Александра и Ивана, этот судебный процесс для них уже пятый и урегулировать ситуацию пока не получается.

- Нам предлагали заключить медиативное соглашение. Представители ТОО предложили купить для нас земельный участок у соседнего крестьянского хозяйства примерно в 25 километрах от села. Но рядом с ним расположена животноводческая ферма, и через эти земли ходят на водопой около трехсот лошадей. Как вы думаете, можно там что-то вырастить? - задает риторический вопрос Александр. - Наши паи расположены в Веденовском сельском округе? Пусть нам и дадут землю в пределах округа, не посередине, конечно, с краю...

У руководства ТОО “Агрофирма “Веденовка” своя правда.

- В 2012 году учредитель Талгат Ескендиров приобрел предприятие с гигантской задолженностью перед банком, - рассказывает директор ТОО Максат ЖАМБЫЛ. - С тех пор все долги были погашены, предприятие стало успешным. Кстати, за эти годы земля ни разу не закладывалась, что бы ни говорили наши оппоненты. Вообще, чтобы передать паевые участки в залог, нужно на общем собрании получить подписи всех участников ТОО, это невозможно сделать без их ведома. Что касается наших оппонентов, то сейчас по решению суда они просто возвращаются в состав участников товарищества без земли.

- Но ведь у них были паи...

- В соответствии с пунктом 3 статьи 101 Земельного кодекса граждане могут выйти либо с землей, либо с компенсацией. Им сделали уже около семи уведомлений о получении компенсации, но они не забирают деньги.

- Кстати, деньги совсем небольшие: у Александра Тихоненко 1,2 млн тенге, а у его сестры за 27 га всего 790 тысяч.

- Мы приглашали независимого оценщика, это реальная стоимость.

По словам Максима ИГНАТОВИЧА, исполнительного директора ТОО “Юридичес­кое агентство Optimum imperative”, представляющего в суде интересы агрофирмы, все, кто хотел выйти из ТОО, несколько лет назад продали свои доли основному учредителю.

- Трем семьям предложили землю на границе ТОО, участок даже на сто гектаров больше, чем их паи. И эта земля распахана, с хорошим баллом бонитета. Даже предлагали бесплатно передать еще пять километров системы “Электронный пастух”. Это провода под небольшим напряжением, которые отпугивают скот: огородите и сейте. Но и от этого они отказались, - говорит Игнатович.

Максат Жамбыл добавляет, что на него трое пайщиков написали уже несколько заявлений в полицию о самоуправстве, препятствовании выходу из ТОО и даже о мошенничестве: “Если бы в моих действиях был состав преступления, я бы с вами здесь не разговаривал”.

Жамбыл и Игнатович настаи­вают на том, что их главная цель - сохранить целостность товарищества: “раздробится ТОО - развалится деревня”. Рассказывают о том, что сейчас в селе все хорошо, работает школа, чистят дороги. Показывают письма с подписями жителей села: “Мы против давления на наше предприятие в угоду корыстных интересов отдельных недобросовестных лиц, которые не имеют ни намерений, ни возможностей самостоятельно обрабатывать землю”.

На вопрос, какие цели, по их мнению, преследуют пайщики, отвечают: “раскачать, дестабилизировать ситуацию в компании”. И намекают, что за жалобщиками стоят сильные конкуренты, которые хотят прибрать к рукам кусок веденовской земли. И тот факт, что у трех сельчан всего 200 гектаров, по их мнению, еще ничего не значит.

- На этом процессе они поменяли двух представителей, четыре года кормят юристов. Ищи, кому выгодно... Ведь у них нет ни техники, ни стартового капитала. Как они будут обрабатывать землю? А ТОО не может жертвовать общими интересами в угоду троим недовольным. И потом, все решает общее соб­рание. Решит дать землю на краю болота - они должны будут согласиться. Все судебные решения, которые есть у них на руках, будут обжаловаться, - заявил Игнатович.

После разговора с обеими сторонами стало ясно только одно: конфликт зашел в тупик. Пайщики уверены, что их землю хотят заложить или продать. Намекают, что учредитель Талгат Ескендиров - родственник осужденного недавно за мошенничество с пае­выми землями жителей того же Бурабайского района экс-акима Северо-Казахстанской области Самата Ескендирова. Их оппоненты считают, что все это выдумки, и утверждают: ТОО работает, развивает село, а Ескендировы просто однофамильцы.

В поисках решения конфликта стороны уже побывали во многих инстанциях, везде им обе­щали разобраться. Поручение найти решение проблемы давал руководству ТОО и аким Бурабайского района Арай САДЫКОВ.

- Ко мне обращались за урегулированием этого вопроса пайщики, но обращались также и жители села с просьбой не делить землю. У нас много предприятий в свое время так делились на части, а потом и вовсе исчезали, - рассказал Арай Серикбаевич.

- Представители ТОО считают, что пайщики выполняют чей-то заказ.

- Не могу сказать, стоит ли кто-то за ними, но подобные случаи у нас были. В целом могу отметить, что Веденовка - село со стабильной обстановкой. ТОО своевременно выплачивает людям паи и зарплату. Есть цент­рализованное водоснабжение, недавно отремонтировали 1,4 км дорог. Острых вопросов в этом селе никогда не было. Мое мнение: надо искать компромисс обеим сторонам.

Владислава КОКОРИНА, Кокшетау

Поделиться
Класснуть