1933

Всё течёт, но не меняется

В Уральске снова скандал из-за полигона для складирования снега. В очередной раз его устроили в черте города, в пойме реки Чаган, ставя под урозу подтопления окружающие дачи и, кроме того, здоровье речного бассейна.

Всё течёт, но не меняется

При ближайшем рассмотрении вопроса выяснилось, что обустройство снежных полигонов в Казахстане никак не регулируется. Условно говоря, снег могут безнаказанно ссыпать в любое место.

Долгое время в Уральске существовал полигон для складирования снега в районе городского парка. Несмот­ря на то что он находится в пойме реки Чаган, на него свозили десятки тысяч тонн снега с городских улиц. Понятно, что вместе со снегом приезжали и все реагенты, которыми посыпают дороги во время снегопада, и бензиновые лужи, и бытовой мусор с улиц.

Местные активисты бились с этой проб­лемой несколько лет. Чаще всего на письма неравнодушных граждан реагировал департамент экологии и Жайык-Каспийская бассейновая инспекция. Первый регулярно выявлял превышение в снеге вредных веществ, вторая подтверждала, что этот снег складируется в пойме реки. Каждый год полигон закрывали, и каждый же год, несмотря на это, коммунальщики продолжали свозить на него снег. Активисты снова писали письма, полицейские составляли акты, а руководители, отдавшие команду, платили штрафы. Но снег продолжали свозить, потому что штрафы всегда оказывались меньше, чем прибыль от незаконного вывоза.

Наконец в этом году возмущенные дачники просто перекрыли въезд на полигон и перестали пропускать туда Камазы со снегом. Понятно, что полиция людей разгонять не стала: к тому моменту полигон уже несколько недель официально был закрыт. Грузовики постояли около часа, развернулись и уехали... на соседний пустырь, расположенный примерно в паре километров.

Пришел черед волноваться и возмущаться дачникам соседнего массива.

- Год назад я купил дачу в обществе “Волна”, - говорит местный житель Константин ВОЛОХ. - Как видите, прямо перед дачами вдоль дороги расположен пустой участок. В этом году на него внезапно начали свозить снег. Во-первых, вся эта гадость - снег с реагентами и мусором - в апреле поплывет на наши дачи, до которых здесь буквально 50 мет­ров. Во-вторых, полигон расположили вдоль единственной дороги. Она грунтовая, и весной от нее ничего не останется. Ну и в-третьих, представьте, сколько гнуса здесь будет в начале лета. Даже если наплевать на нас, дачников, здесь рядом большой детский парк. Мошкара ведь сожрет!

Кроме очевидных прелестей, описанных дачниками, участок, который в горадминистрации выбрали под полигон, так же как и предыдущий, находится в пойме Чагана, а меньше чем в 20 метрах от него проходит насыпь с железнодорожным полотном, которую при обильном таянии размоет сразу пос­ле единственной дороги на дачи. Пока мы общались с возмущенными дачниками, к группе присоединился мужчина. Выяснилось, что он представитель компании, которая обеспечивает связью большую часть города.

- Я ехал по мосту, увидел, что здесь происходит, и просто в шоке, - сообщил связист. - Дело в том, что граница этого так называемого полигона проходит прямо по протяженности нашего волокна. Они делают обваловку и копают строго по нашей линии. Кабель лежит на глубине 2 метра. Если они его повредят, город останется без связи.

На все претензии возмущенных дачников рабочие, руководящие выгрузкой снега, смогли ответить только указанием, причем без подписи, которым отдел ЖКХ предписывает подрядчику вывозить снег на эту территорию.

Никаких иных документов никто не предъявлял, да, собственно, и не мог, так как земельный участок, отведенный под полигон, по сообщению ЖКХ, еще находится на стадии оформления.

Вот тут-то и выяснилась интерес­ная деталь: в Уральске, как, собственно, и во всем Казахстане, не существует правил или нормативов, регулирующих складирование снега с городских улиц.

- Разрешения и согласования по обу­стройству полигона для вывоза снега нигде не регламентированы, - утверждает заведующий сектором благоустройства городского отдела ЖКХ Дархан ЕРКИНУЛЫ. - Есть пункт в правилах благо­устройства города и населенных пунктов Западно-Казахстанской области, утвержденных маслихатом области. Там говорится, что местный исполнительный орган самостоятельно определяет место складирования снега при вывозе. Есть определенный состав комиссии, куда входят первые руководители отделов, управления по ЧС. Там председательствует заместитель акима города. Эта комиссия все обсуждает и только потом принимает решения.

Насколько компетентна такая комиссия, можно оценить хотя бы по полигону в районе городского парка. Где гарантии, что и новый, и возможные другие полигоны не станут такой же миной замедленного действия?

- Сейчас многие так называемые специалисты говорят, что местность под омеговским путепроводом не пойма Чагана. Но это ошибочное мнение. Эта территория затопляется Чаганом. Она затапливалась в 2011 году, была бы затоплена и в 2024-м, если бы дачники не поставили там рукотворную дамбу. Затоп­ление территории водами реки - основной показатель того, что это ее пойма, - объясняет руководитель ОО “Таза Булак” Арман БЕКТЕНОВ. - И все утверждения экологов, данные по поводу полигона в районе парка, справедливы и для этого участка.

Однако при оформлении земли под полигон мнения экологов, гидрологов спрашивать никто не собирается, потому что не предписано.

Соответственно, после того как эта земля пройдет оформление, за дело снова будет нужно браться общественникам. И доказывать, что это пойма, что снег грязный, что это вредно и опасно. Пока они будут разгребаться с бюрократической машиной, снег будут вывозить.

Кстати, для руководителя отдела благо­устройства стало настоящим открытием, что вместе со “свежевыпавшим”, как его любят называть в отделе ЖКХ, снегом на полигон привозят и кучи мусора, которые попадают в снегоуборочные машины с дорог и тротуаров.

Этот нюанс важен потому, что если снежные полигоны никак не регламентируются, то по полигонам ТБО все расписано достаточно четко. Это и удаление от населенного пункта, и бетонирование дна полигона, и обваловка и огораживание территории, и уж, конечно, мусорные свалки не устраивают в рекреационных зонах и поймах рек. Но об этом чиновники тоже предпочитают не задумываться, ведь куда проще объявить потом это место стихийной свалкой и огорченно посетовать на нерадивость горожан.

Казалось бы, для чего все эти сложности, война с активистами и здравым смыслом, ведь за городом масса участков, не относящихся ни к селитебным, ни к пойменным территориям. В северо-восточном и северо-западном направлениях Уральска - чистая степь. Как и следовало догадаться, все упирается в бюджет.

- Существует такое понятие, как “плечо”, - объясняет Дархан Еркинулы. - Это расстояние от точки А до точки В во время перевозки снега. Если определять место для вывоза за городом, нам просто не будет хватать бюджета.

Есть еще один вариант избавления от последствий осадков - плавление снега. Однако этот вопрос в акимате даже не обсуждается.

- Для себя мы как-то пытались подсчитать, но этот вариант тоже упирается в бюджет, - говорит завсектором благо­устройства. - Это нужно подготовить места для плавления, подготовить места, куда будет стекать талая вода. Где-то ее сливают в канализацию, где-то - в ливневки. Плюс закуп самого оборудования... Нет, это все не получится.

В год на уборку городских улиц бюджет выделяет порядка 3 миллиардов тенге. Сколько конкретно приходится на зимнее время, в отделе ЖКХ сказать не смогли. Предположим, что половина.

Беглый серфинг по интернет-пространству выдает варианты приобретения снегоплавильных установок по вполне приемлемым ценам. Выбор огромный: от маленьких производительностью 0,3 кубометра в час до 80 и 120.

В последний суровый снегопад, который был в ночь на 7 января, с улиц Уральска вывезли около 2,5 тысячи кубомет­ров снега. Снегоплавильная установка СП-80 стоимостью меньше 30 миллионов тенге способна переплавить это количество снега за сутки. А две такие установки - и вовсе за 15 часов. Пусть в моих расчетах масса погрешностей. Но мы ведем речь о самых снежных днях, когда городские службы, что называется, зашиваются в борьбе с природой.

Все это к тому, что людям, ответственным за решение многих вопросов, судя по всему, проще нарушать законы и платить штрафы, чем взглянуть на ситуацию под другим углом: прописать нормативы, пересчитать бюджет и эффективность его расходования и сделать так, чтобы все было и законно, и хорошо, и правильно.

Злата УДОВИЧЕНКО, Уральск

Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть