Кто ответит за вокзал?
Железнодорожные терминалы Алматы по непонятным причинам до сих пор не вернули КТЖ
Мое внимание привлекли несколько опубликованных на сайте госзакупок Казахстана лотов, связанных с вокзалами Алматы-1 и Алматы-2. Не беру в расчет мелкие конкурсы по очистке канализации или закупу бутилированной воды. Пройдемся по серьезным заявкам.
В 2025 году город планирует потратить 75 600 000 тенге на техническое обслуживание, восстановление системы видеонаблюдения, речевого оповещения и системы контроля доступа. Чуть больше 51 000 000 тенге - на обслуживание и ремонт пожарной сигнализации вокзалов. И еще 55 200 000 тенге - на содержание оборудования по автоматическому водяному пожаротушению и внутренних пожарных кранов. Итого - под 200 000 000 тенге!
И это только обязательные расходы на поддержание в рабочем состоянии систем, без которых не сможет нормально функционировать ни один вокзал. Ясно, что это далеко не весь бюджет на вокзалы, которые аким Ерболат ДОСАЕВ намеревался почти два года назад… вернуть национальному перевозчику “Казахстан темир жолы”.
Помнится, в марте 2023 года градоначальник в свойственной ему манере уверенного в себе человека заявил: “По ремонту вокзала я принял решение, чтобы оба вокзала вернули КТЖ. Они планируют ремонт, намерены вложить средства на развитие вокзала”.
А ведь еще в 2019 году вокзалы забрали у... того же КТЖ и передали на баланс муниципального автопарка “АлматыЭлектроТранс”. Сделано это было по решению тогдашнего мэра Бауыржана БАЙБЕКА под предлогом того, что они станут частью системы пересадочного узла общественного транспорта. Во благо пассажиров, разумеется. Но тогда не срослось у акимата с грандиозными планами организовать возле вокзалов транспортные хабы.
И вот теперь, видимо, не так гладко и с их возвращением железнодорожникам? Почти два года, как Досаев “принял решение”, а бюджет продолжает отстегивать деньги на объекты, которые нужны городской власти (в смысле ответственности за вокзалы) как собаке пятая нога. “Они”, то бишь КТЖ, передумали или у акимата изменились планы?
В управлении городской мобильности, в подчинении которого находится “АлматыЭлектроТранс”, а соответственно, и вокзалы, ушли от прямого ответа на вопрос, почему Алматы-1 и Алматы-2 до сих пор не передали КТЖ. Но рассказали, что на обеспечение коммунальных услуг двух этих железнодорожных объектов ежегодно расходуется около 120 000 000 тенге. Каждый год проводятся работы по ремонту и восстановлению инфраструктуры, это еще 200-300 миллионов тенге. За пять лет отремонтировали перроны, залы ожидания, на Алматы-1 установили новые лифты.
А как же КТЖ, который (вновь процитирую господина Досаева) “планирует ремонт, намерен вложить средства в развитие вокзала”?
В официальном ответе на наш запрос “Казахстан темир жолы” сообщил, что “в настоящее время балансодержателем (акиматом Алматы. - О. А.) проводятся ремонтные работы вокзалов, в связи с чем на рабочей встрече 17 мая 2024 года представителями акимата озвучено (предложение. - О. А.) о необходимости завершения ремонтных работ”.
Выходит, нацперевозчик ждет, пока вокзалы приведет в порядок акимат? Приехали! Вроде бы КТЖ планировал ремонт, а теперь город не отдает вокзалы, пока сам не доведет их до ума? Душевный порыв? Требование “Казахстан темир жолы”? Или кто-то передумал?
Нам так и не ответили, когда именно два алматинских вокзала могут перейти на баланс КТЖ. В нацкомпании отметили, что произойдет это “после полного завершения ремонтных работ и официального решения акимата Алматы по возврату вокзалов”. Перевозчик готов принять объекты.
Показательная во всех смыслах история: можно решить, отменить, пообещать, передумать... И промолчать. В надежде, что никто об этом не вспомнит. Это к вопросу о последовательности действий и преемственности в управлении самым крупным городом страны.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Оксана АКУЛОВА