Кодовое слово - “отвали”
Что нужно знать о поверке, замене и регистрации приборов водоснабжения, чтобы не нарваться на мошенников

Злоумышленники по телефону представляются не только банковскими служащими, полицейскими, но и… работниками коммунальных предприятий. Они предлагают бесплатно сделать поверку счетчика, но при условии, что абонент сообщит код, который ему придет с госпортала 1414. Вот как это происходит в Алматы.
В полиции сообщили, что мошенники незаконно используют номер 1414, откуда приходит SMS с кодом, и предупредили, что он не дает доступа к получению кредитов. У банков собственная система биометрической аутентификации и SMS-сообщений. Но в случае получения кода аферисты убеждают людей установить сторонние приложения или перейти по предлагаемым ими ссылкам.
- Вчера звонили, представились специалистами “Алматы Су”. Сказали, что придут на проверку счетчиков, хотели бы назначить день. Сегодня опять звонили, говорят: “Давайте сделаем запись, сейчас придет SMS, подтвердите, назовите код”, - рассказала нам алматинка по имени Нургуль.
В “Алматы Су”, куда мы обратились, заверили, что это мошенники. И даже рассказали о других преступных схемах, которые злоумышленники проводят от имени их предприятия.
- Неизвестные лица рассылают жителям Алматы пуш-уведомления и SMS-сообщения, якобы связанные с регистрацией счетчиков или бесплатной заменой приборов учета воды. Далее они просят продиктовать код из SMS якобы для подтверждения предоставления услуги, - поясняет пресс-служба “Алматы Су”. - Никогда не передавайте этот код третьим лицам. Мошенники могут им воспользоваться и получить доступ к вашим цифровым данным и банковским счетам.
Почему алматинцы становятся жертвами таких мошенников? Дело в том, что в случае отказа от поверки, замены или регистрации счетчиков мошенники начинают пугать их штрафами, угрожают увеличить платежи за коммунальные расходы. А ведь этого даже нет в законодательстве!
- Подобные предложения распространяются не только через телефонные звонки, но и визитами в квартиру без предварительного предупреждения. Так что будьте бдительны, - предупреждают на предприятии.
Там же заверили: сотрудники государственного коммунального предприятия “Алматы Су” не проводят поквартирный обход и обзвон жителей, не предлагают и не устанавливают какие-либо приспособления, насадки на смесители, счетчики и бытовые фильтры для очистки питьевой воды.
- Единственный представитель предприятия, который непосредственно контактирует с жителями, - это контролер.
Он занимается только фиксацией показаний приборов, разноской уведомлений или других официальных документов либо выезжает только по предварительной заявке самих потребителей, - объяснили в “Алматы Су”.
Чтобы не стать жертвой мошенников, нужно знать, что информация о сроках поверки счетчиков указана в паспорте прибора. А данные об истечении сроков поверки указываются индивидуально в счетах-квитанциях АО “Алсеко”.
Кстати, статус прибора учета воды можно уточнить через личные кабинеты “Алматы Су” на сайте as-portal.kz:2204 или АО “Алсеко” alseco.kz/erc-info. Поможет разобраться в этом и телеграм-ассистент @AlmatySubot или справочная служба по телефону 3-777-444.
Само предприятие “Алматы Су” не занимается установкой счетчиков. Это делают только специализированные организации, у которых есть разрешение на этот вид работ. Их список можно посмотреть на сайте предприятия almatysu.kz.
Напомним, по закону счетчики являются собственностью потребителей. А значит, менять их или проводить поверку жители города должны за свой счет, но никак не бесплатно. Видимо, на обещание халявы и клюют потенциальные жертвы мошенников. В Алматы нет программы по установке счетчиков за счет средств государственного бюджета. Но некоторые категории жителей города могут претендовать на возмещение затрат за приобретение, установку или поверку индивидуальных приборов учета воды.
Этой помощью могут воспользоваться малообеспеченные граждане и семьи, получающие государственную адресную социальную помощь, многодетные семьи, имеющие четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей, лица с инвалидностью I, II и III групп, пенсионеры по возрасту. Чтобы получить возмещение затрат, этим категориям потребителей необходимо обратиться в районный отдел социального обеспечения по месту регистрации.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматы