1243

Мусор реальный, возврат формальный

Мониторинг, проведенный антикоррупционной службой, показал, что с мусором в Шымкенте не все чисто. Много нарушений выявили борцы с коррупцией и в сфере утилизации твердых бытовых отходов, которые акимат теперь должен устранить.

Мусор реальный, возврат формальный

Первое, на что обратил внимание антикор, так это неработающий мусороперерабатывающий завод, который, впрочем, почти никогда и не работал. Однако на его строительстве в 2011-2015 годах освоили 1,3 млрд тенге. К слову, в эти же годы были приватизированы раздробленные на части государственные коммунальные предприятия по вывозу и утилизации мусора, и вся сфера, связанная с ТБО, на долгое время была сосредоточена фактически в руках одного человека - бизнесмена Галима САДИБЕКОВА (см. “За сущие копейки”, “Время” от 30.6.2022 г.) - и аффилированных с ним компаний.

Обратил внимание антикор и на то, что имущество коммунального предприятия “Таза кала”, на балансе которого числились четыре земельных участка, включая городской мусорный полигон площадью 29 гектаров, и много разной техники Садибеков получил почти даром - всего за 2 миллиона 115 тысяч 809 тенге как единственный участник торгов. При этом рыночная стоимость имущественного комплекса потянула на 461,8 млн тенге.

В 2023 году прокуратурой города был инициирован иск об отмене итогов электронных торгов. И мусорный полигон “Актас-1” Садибеков вернул чуть ли не добровольно. Однако, по данным антикора, возврат в государственную собственность оказался формальным.

“Как показал анализ, земли полигона и другие участки площадью 42 гектара на протяжении двух лет официально не зарегистрированы и юридически принадлежат прежнему владельцу”, - говорится в сообщении департамента по противодействию коррупции.

Хотя стоит отметить, что этот факт вовсе не помешал управлению развития комфортной городской среды взяться за рекультивацию забитого до отказа полигона, где то и дело происходило самовозгорание отходов.

Сегодня полигон заполнен на 85 процентов: в день сюда привозят до 800 тонн отходов, и только треть из них сортируется вручную. Делу мог бы помочь мусороперерабатывающий завод, но он по-прежнему в частной собственности, и запустить его уже не суждено. А действующим оператором полигона - ГКП “Шымкент сушар” - не обеспечена прозрачность процедур сор­тировки и утилизации ТБО, отмечают в антикоре. И это с учетом того, что еще в начале прошлого года департамент по защите и развитию конкуренции Шымкента вынес предписание о передаче в конкурентную среду мусорного полигона, потому как основная деятельность ГКП - эксплуатация оросительных систем, но никак не переработка мусора.

Алиса МАСАЛЁВА, Шымкент

Поделиться
Класснуть